Проблему энергозависимости в регионе Балтийского моря мог бы ослабить проект Евросоюза по строительству терминала сжиженного газа. Однако пока финны и эстонцы решают, кто из них более достоин быть хранителем энергетических ресурсов Европы. Россия объявила о том, что она собирается приступать к возведению своего собственного терминала в Калининграде.
Европейский рынок газа очень сильно зависит от России, особенно это касается приграничных стран: Финляндии, Эстонии, Латвии и Литвы, которые почти 100% ресурсов импортируют с востока. Причем географическое положение и природные условия зачастую заставляют соседей поддерживать хорошую мину при плохой игре, дабы стабильно получать ресурсы из России. В свою очередь Москва, по оценкам Global Risk Insights, может использовать свою монополию, чтобы извлекать очки во внешней политике.
По этой причине Европейский союз заинтересован в том, чтобы диверсифицировать источники поставки полезных ископаемых в зоне своего влияния. Еврочиновники планируют создать на приграничной с Россией территории терминал по хранению сжиженного природного газа (LNG), чтобы мировые поставщики всегда имели доступ к Прибалтийскому региону.
А между собой страны будут соединены 80-километровой трубой. Проект, действительно, обещает быть масштабным и выгодным. Во-первых, региональные участники смогут хранить газ и не платить за транспортировку по российским трубам, во-вторых, ЕС оплатит 50% строительства, в-третьих, терминал создаст новые рабочие места.
Осталось решить только один вопрос: в какой из четырех стран разместить спасительный терминал?
Спор этот идет уже несколько лет. Так, европейские чиновники умыли руки, сказав, что республики региона могут выбрать любое место - главное, чтобы это было в интересах стран - членов ЕС. Финляндия заявила, что она достойна нового терминала потому, что, объективно, потребляет газа больше, чем все три прибалтийские республики, вместе взятые. Также Суоми настаивает на том, что лучше сможет обеспечить сохранность будущего объекта. Эстония же подчеркивает, что чисто географически эта страна расположена в центре, и смогла бы обеспечить лучший доступ к ресурсам для всех участников проекта. Позиция Таллина была бы очень выгодна для всех прибалтов, однако прибалты предпочли воздержаться от участия в дискуссии. Но "пока в товарищах согласья нет", строительство спасительного терминала на европейские деньги не начнется. И вопрос все-таки придется решать на самом верху: Финляндия и Эстония уже отправили свои заявки в Европейскую комиссию, чтобы она разрешила этот затянувшийся спор.
В любом случае, какой бы вердикт не вынес Брюссель, строительство начнется не раньше середины 2014 года.
Россия же, поняв, что "да только воз и ныне там", решила возвести свой собственный терминал сжиженного природного газа в Калининграде, который, отмечают аналитики,будет конкурировать с финско-прибалтийским центром. Информагентство Reuters указывает, что таким маневром "Газпром" также снижает свою зависимость от политической ситуации в Прибалтике и транзитных цен через Литву. А поскольку российский проект должен начать строиться в обозримом будущем, тогда как у евротерминала даже места прописки нет, то ЕС решил пока немного охладить пыл "Газпрома", обвинив гиганта отрасли в нарушении антимонопольного законодательства.
Евгений Богданов, по материалам Global Risk Insights