Усиленные наряды, привлечение спецтехники - с одной стороны. Разрушительная ярость — с другой. Только по официальным данным, в День народного единства в Петербурге произошло одно убийство мигранта, зафиксированы четыре драки, две несанкционированных акции и задержано 56 человек. Полицейские с опытом говорят, что такого в городе не было давно, и добавляют: «Судя по описанию нападавших, подростки извлекли на свет обмундирование старших братьев».
Казалось бы, итог прошедшего 4 ноября Дня народного единства был в пользу правоохранителей. Им удалось пресечь сбор националистов у БКЗ и пляски на Дворцовой. Согласно официально рапортуемой информации, не удалось разгуляться «настоящим русским» и на Удельном рынке. Казалось, что у полиции все под контролем.
Однако утром 5 ноября выяснилось, что учесть полицейским удалось не все. Несмотря на ходящие среди националистов и сочувствующих легенды о привлечении Центром «Э» спецсредств, позволяющих перехватывать разговоры в движении, уже позже санкционированных и не очень акций в центре города на окраинах произошли две массовые драки.
О первой около 17.00 в полицию сообщили граждане, которые увидели, как в районе станции метро «Проспект Просвещения», на улицах Симонова, Шостаковича, Хошимина и проспекте Просвещения группа агрессивно настроенных молодых людей пристает к прохожим с целью затеять конфликт.
Нарядами полиции в 58 отдел полиции были доставлены 15 человек, в отношении троих из которых составлены протоколы по ст.20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство), остальные задержанные были опрошены и отпущены. В 59 отдел полиции доставили 13 человек, на всех составили протоколы по той же ст.20.1 КоАП РФ.
А двумя часами позже у дома №128 по Ленинскому проспекту наряды полиции обнаружили группу агрессивно настроенных молодых людей, которые приставали к прохожим. В результате были задержаны 9 человек, которые доставлены в 64 отдел полиции. В отношении двоих составлены протоколы по мелкому хулиганству, остальных опросили и отпустили.
Стоит отметить, что треть задержанных — несовершеннолетние. Об этом феномене «Фонтанка» писала после того, как в Петербурге пытались поддержать события в Бирюлево погромами на Апрашке.
Уже к ночи стало известно, что во второй половине дня понедельника у станции метро «Рыбацкое» нашли тело мигранта. По уточненным данным, жертвой нападения стал уроженец Узбекистана. Около 16.00 51-летний гастарбайтер вышел с проходной завода. В районе дома 31, корпус 3, на Караваевской улице группа из 10 подростков совершила нападение на уроженца Средней Азии. От полученных травм мужчина скончался. Специалисты насчитали на его теле 14 ножевых ранений. Известно, что удары были нанесены несколькими ножами, злоумышленники унесли их с собой. По факту гибели мигранта возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 105 УК РФ (убийство).
Подростки с места происшествия скрылись, однако факт нападения смогли зафиксировать камеры видеонаблюдения. На изъятых записях оперативники разглядели, что одеты нападавшие в характерную для националистов "униформу". Немногочисленные свидетели даже описывают берцы с белой шнуровкой — обувь, которая вселяла тревогу в "коричневую" для Петербурга пору. К слову, описание несколько позабытых предметов одежды присутствовало и в объяснениях нескольких очевидцев других инцидентов в различных частях города. Оперативники мрачно шутят: "Похоже, что молодежь достала с антресолей сундуки своих старших братьев".
Уже в ночь с 4-го на 5-е ноября в социальных сетях появилась запись нападения националистически настроенных молодых людей в метро на станции «Удельная». Полиция ранее сообщала, что на 19 часов каких-либо данных, жалоб и обращений об этом инциденте у них не было.
К утру в социальных сетях стала веерно распространяться информация о нападении выходцев из Закавказья на компанию русских парней в Купчино, в результате которого молодой человек погиб от ножевого ранения. Информацию о гибели молодого человека в полиции подтвердили, однако сообщили, что говорить о национальной подоплеке инцидента рано.
Собирая мозаику вчерашнего дня, пока складывается ощущение, что «Русский марш» вышел за пределы, определенные ему городом. И сделанное несколько лет назад заявление глав силовых ведомств о конце "коричневой чумы" в Петербурге было несколько преждевременным.
Татьяна Востроилова,
«Фонтанка.ру»