Петербургская полиция предлагает внести изменения в федеральный закон об охране здоровья граждан. С тем чтобы детей можно было тестировать на наркотики принудительно и без согласия родителей. Если пожелание полицейских исполнится, то для взятия анализа у ребёнка прямо в школе будет достаточно подозрений учителя или сотрудника инспекции по делам несовершеннолетних, явившихся с рейдом. "Фонтанка" спросила экспертов, станет ли от этого здоровее наше общество и к чему вообще может привести такая мера.
Идею тестировать школьников на предмет употребления наркотиков в обход родителей выдвинула подполковник полиции Оксана Верёвкина, начальник отдела управления организации деятельности участковых уполномоченных и по делам несовершеннолетних. Статистика, которую она озвучила, выступая в четверг в петербургском парламенте, устрашающая. По сравнению с 2012-м за прошедшие 9 месяцев 2013 года доля подростковых преступлений, связанных с наркотиками, в Петербурге выросла на треть. В половине зафиксированных случаев детки сбывали друг другу наркотики.
Количество случаев, когда подростки попадали в полицейские участки в состоянии наркотического опьянения, тоже, объявила подполковник Верёвкина, выросло. По её словам, данные употребления наркотиков детьми были бы ещё более устрашающими, но получить объективную информацию бывает невозможно. В тех случаях, продолжала она, когда у ребёнка есть "объективные признаки наркотического опьянения", он просто отказывается от медицинского освидетельствования, родители тоже не дают согласия на тест, и "дети уходят от ответственности".
По словам подполковника Верёвкиной, опыт употребления наркотиков имеет каждый десятый школьник. При этом наркологи констатируют: очень многие родители узнают о том, что таким "десятым" оказалось именно их чадо, когда ребёнок стал уже злокачественным наркоманом. В такой ситуации предотвращать или останавливать что-то поздно. А лечить, как известно, невозможно, наркомания до конца неизлечима.
Поэтому полиция предлагает внести изменения в федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" и разрешить "при наличии оснований полагать", что ребёнок находится в состоянии наркотического опьянения, проводить тестирование без согласия родителей.
Может быть, такое предложение имеет смысл? В конце концов, благодаря результатам теста родители узнают о проблеме, когда она в "зародышевой" стадии, и вовремя вмешаются?
- Это ужасно, - оценила предложение полицейских председатель координационного совета организации "Азария - Матери против наркотиков" социолог Галина Саганенко. - Идею тестирования детей у нас давно начали запускать, ещё в 2006 году. Концепция этого тестирования впервые была озвучена на большой тусовке в Москве. Она не предусматривала таких понятий, как дети или больные наркоманией. Это были чисто репрессивные меры. Мы сотни раз говорили, что этого нельзя делать.
По мнению Галины Саганенко, даже сейчас, когда тестирование на наркотики в школах возможно только с согласия родителей, оно приводит к печальным последствиям. Первое, по словам социолога, - это "стигматизация детей". Попросту говоря, ребёнок получает "ярлык", а вместе с ним - проблемы со сверстниками.
- В школе и без этого проблем выше крыши, - добавляет она. - И без того треть детей пишут, что для них школа - это дурдом. А теперь ещё всех построют и протестируют! Да, они могут обещать, что это будет совершенно анонимно. Они что, мамочке на ушко нашепчут? У них же ничего не бывает анонимно! Плюс, - продолжает Галина Саганенко, - 15 процентов тестов - ошибочны.
И если он положителен, то первое, что ждёт ребёнка, - ссылается она на практику, - это мгновенное исключение из школы, потому что "от таких детей школы моментально избавляются".
- Врачи пишут: вообще не надо детей тестировать, - уверяет социолог. - Лучше на те деньги, которые вы собираетесь тратить на это тестирование и на то, чтобы поставить на каждом метре по милиционеру, создайте в школах инфраструктуру!
Главный врач Городской наркологической больницы Дмитрий Константинов тоже выступает против тестирования детей на наркотики, тем более против тестирования без согласия родителей.
- Это безумие и выброшенные на ветер деньги, - оценил он идею полицейских. - Такое тестирование будет бессмысленно.
В школе, по словам доктора Константинова, применяется обычное иммунохроматографическое тестирование (анализ мочи), оно относительно недорого. Но оно, подтверждает врач слова социолога, имеет погрешность.
- А если тест дал положительный результат, а ребёнок наркотика не употреблял? - интересуется нарколог. - И что дальше? Куда вы поведёте ребёнка? Как преподнести это всё так, чтобы никто не узнал, что у него, предположим, положительная реакция на опиаты? А если его маме выписали кодеинсодержащие анальгетики, а она не подумала и дала сыну эту таблетку от головной боли, и в этот момент ребёнка проверяют? У него будет положительная проба на опиаты. Что дальше делать? Кроме того, существующие иммунохроматографические тесты выявляют отнюдь не все наркотические средства.
Всё это, по словам нарколога, означает, что придётся проводить более детальное химико-токсикологическое исследование. Но оно очень дорогостоящее и к тому же длительное, что может свести эффект его применения в школах к нулю.
Доктор Константинов согласен с тем, что оценивать состояние подростков нужно силами школьных врачей. Если у них возникают подозрения, что "ученик находится в каком-то неадекватном состоянии", они, по словам нарколога, "должны вызвать маму или папу и всё с ними обговорить", а не направлять ребёнка на тестирование в обход родителей.
- И дальше уже - действия родителя, - продолжает нарколог. - Никто родителей не освобождал от исполнения родительских обязанностей. Как-то: следить за своими детьми, отвечать за их поведение перед обществом. А у нас сейчас получается, что детьми должны заниматься медики, школа, кто угодно - только не родители.
Дмитрий Константинов рассказал "Фонтанке", что не одни только депутаты с полицией озабочены детской наркоманией. Разговор о проблеме и профилактике состоялся на совещании у губернатора Полтавченко на минувшей неделе, и там нарколог перечислял меры, которые надо предпринимать. Речь тогда тоже шла о тестах, но тестах психологических.
- Никакой Америки я не открыл, это всё миллион раз говорилось, - объясняет он "Фонтанке". - Необходимо с помощью хорошо подготовленных психологов и узаконенных психологических тестов определять те или иные сложности в поведении детей, их склонность к каким-то асоциальным поступкам. И с теми, у кого это будет выявлено, работать уже на более сложном уровне, в психологических центрах. Возможно, потребуется анонимная консультация нарколога.
Если же полиция так хочет принудительно потестировать народ, добавляет доктор, то пусть займётся не только детьми.
- Пускай тестируют всех, - предлагает он. - Госслужущих, например. А то много было разговоров о каких-то смывах, которые якобы кто-то проводил в туалетах Госдумы…
В аппарате детского омбудсмена в Санкт-Петербурге Светланы Агапитовой признают, что при внесении поправки в закон, которую предлагает полиция, тестирование детей в обход мнения родителей станет вполне легитимным действием. Но совсем обойтись без мам и пап у учителей и полицейских не получится.
- В определённой ситуации нарушение прав ребёнка может возникнуть, - говорит советник детского омбудсмена Олег Ларионов. - Например, если сам ребёнок отказывается проходить тестирование, а его заставляют силой или угрожают не аттестовать или как-то ещё нарушить его образовательные права.
Ирина Тумакова, "Фонтанка.ру"