Строительство моста через остров Серный в очередной раз откладывается на неопределенный срок. Как стало известно «Фонтанке», в Смольном вновь засомневались в целесообразности реализации этого проекта в первоочередном порядке. Со сроками, когда же наступит его очередь, чиновники еще не определились. Пока лишь известно, что его точно не начнут возводить раньше 2015 года, тогда должен быть готов обновленный проект переправы.
Историю строительства моста через остров Серный уже можно использовать как наглядное пособие для иностранных инвесторов, желающих вкладывать деньги в нашу страну: с помощью него они смогут лучше понять специфику реализации крупных инфраструктурных проектов. Изначально неразводную переправу, которая должна связать Васильевский остров в районе набережной Макарова и Петроградский район в районе Ждановки, должны были начать строить в 2008 году: победителем соответствующего тендера стоимостью 10 миллиардов рублей стала компания «Мостоотряд-19».
Однако затем наступил кризис, и в 2009 году контракт с подрядчиком был заморожен до лучших времен. Планировалось, что работы начнутся в 2012-м, однако новое руководство города, которое пришло в Смольный осенью 2011 года, решило, что объект слишком дорогой, а особых транспортных проблем он не решает. Контракт с «Мостоотрядом-19» был расторгнут. Впоследствии подрядчик обратился в суд с иском к Дирекции транспортного строительства, чтобы получить деньги, потраченные на подготовительные работы, и в конце 2012 года Арбитраж обязал Смольный заплатить компании 23 миллиона рублей.
А потом в судьбе проекта возникла новая страница: в середине 2012 года городские власти заявили, что возвращаются к идее возведения моста, так как, во-первых, он все-таки необходим городу, а во-вторых – переправа нужна для адекватного транспортного обеспечения чемпионата мира по футболу 2018 года. Правда, теперь стоимость моста была оценена в 9 миллиардов, и именно такая сумма была заложена в бюджет. Так, в 2013 году планировалось потратить 266 миллионов, в 2014-м – 1,7 миллиарда, в 2015-м – 3 миллиарда. Остальное финансирование должно было быть распределено позднее. Объясняя причину снижения стоимости, в Смольном, в частности, говорили, что были изменены технические параметры переправы, например, было решено сделать съезд не на Уральскую улицу, а на набережную Макарова.
В конце 2012 года в комитет по развитию транспортной инфраструктуры пришел новый руководитель – Дмитрий Буренин. Он начал ревизию всех проектов ведомства, и в итоге выяснилось, что мост через остров Серный нельзя строить по юридическим причинам. Дело в том, что в существующей проектно-сметной документации указана старая цена в 10 миллиардов рублей. Возводить переправу можно только на основании этого документа, и именно эта цена, а не 9 млрд, должна быть указана как стартовая при проведении тендера. В итоге в самом начале 2013 года в Смольном заявили, что в первую очередь нужно провести корректировку проекта и только затем объявлять конкурс на строительство моста. Весной был скорректирован бюджет на 2013-й и плановый период 2014 - 2015 годов. Теперь финансирование было распределено следующим образом: 2013 год – 23 млн, 2014-й – 74 млн, 2015-й – 2 млрд. Напомним, что 23 млн – это деньги, которые Смольный должен был заплатить «Мостоотряду-19». Их, согласно отчету комитета финансов, подрядчик уже получил.
Но ближе к осени руководство города вновь пересмотрело свое отношение к проекту. Как стало известно «Фонтанке», 25 октября губернатор Георгий Полтавченко утвердил изменения в целевую программу «Развитие транспортного комплекса Петербурга до 2015 года», согласно которым в ближайшие два года на строительство моста через остров Серный не будет выделено ни копейки. Как объяснили нашему изданию в аппарате профильного вице-губернатора Марата Оганесяна, сейчас Смольный намерен внимательно изучить все крупные дорожные проекты, заявленные в последнее время, чтобы определить, какие из них будут реализованы в первую очередь.
В число этих проектов помимо моста через остров Серный входят такие элементы транспортного обхода центра, как тоннели на Обводном канале, круглосуточная переправа через Неву в центре города (либо тоннель, либо мост). Ожидается, что до конца 2013 года их рассмотрят на Градостроительном совете, члены которого должны будут высказать свое мнение о том, какие развязки нужно строить в первую очередь. Впрочем, даже если Градсовет решит, что городу срочно нужна еще одна переправа с Васильевского острова на Петроградский, то начать возводить ее можно будет не раньше середины 2015 года. По информации «Фонтанки», в середине октября Дирекция транспортного строительства заключила контракт стоимостью 136 млн рублей с ГУП «Ленгипроинжпроект» на корректировку проекта моста через остров Серный. Согласно контракту, обновленный проект должен быть готов к весне 2015 года.