Вечером 17 ноября в аэропорту Казани потерпел катастрофу пассажирский Boeing 737-500 авиакомпании "Татарстан". Самолет выполнял регулярный рейс из Домодедово, на борту находились 44 пассажира и 6 членов экипажа. Выживших нет. «Фонтанка» проанализировала, какие факторы могли оказать влияние на такое развитие ситуации.
Обычный воскресный рейс из Казани в Москву и обратно для экипажа авиакомпании Tatarstan Air с утра не предвещал ничего плохого. В 17.00 самолет приземлился в Домодедово. А уже в 18.20 вылетел назад, в домашний аэропорт. Время полета - всего полтора часа.
Boeing 737-500, на котором выполнялся рейс, уже давно не новый. Этот борт впервые поднялся в воздух 18 июня 1990 года. Сначала он входил в состав воздушного флота французского чартерного перевозчика Euralair, а уже в 1992 году был передан в Air France. С 1995 года этот борт выполнял рейсы в составе Uganda Airlines. Сменив 5 авиакомпаний и налетав множество часов в Южной Америке и Восточной Европе, в 2008 году был приобретен Tatarstan Air.
Солидный возраст явно не был преимуществом для самолёта. Так, 26 ноября 2012 года в 7.52 это же воздушное судно совершило нештатную посадку в Казани из-за разгерметизации салона. В самолете, выполнявшем такой же рейс из Казани в Домодедово, находились 71 пассажир и 7 членов экипажа. Через 20 минут после взлета в кабинете пилота сработали аварийные датчики, и пилоты принял решение совершить посадку.
Впрочем, днем 17 ноября техническое состояние самолета нареканий у экипажа не вызывало. По крайней мере, вечером капитан воздушного судна Рустам Салихов, совсем недавно введенный в командиры КС, принял решение о вылете. Вот слышен его спокойный голос при общении с авиадиспетчером: - Москва-Подход, добрый вечер, Татарстан 363. На Черусти набираю 70. – Татарстан 363, добрый вечер, Москва-Подход. На Черусти набирайте эшелон 90. – На Черусти набираю 90, Татарстан 363.
Однако на заходе в Казани ситуация стала резко меняться в худшую сторону. По какой-то причине экипаж с первого раза не смог стабилизировать заход на полосу и ушел на второй круг. Возможно, что отчасти виной стала плохая погода. В тот момент в аэропорту Казани наблюдалась видимость 5000 метров, слабый дождь со снегом, температура воздуха плюс 3 градуса по Цельсию. Осадков на взлетно-посадочной полосе не было, хотя поверхность полосы мокрая, коэффициент сцепления 0,55.
Во время третьего захода на посадку пилоты потеряли контроль над самолетом. Он ударился о взлетно-посадочную полосу. "В 19.25 в ОДС ЦУКС Главного управления МЧС России по Республике Татарстан поступило сообщение о том, что в международном аэропорту Казань при посадке произошло крушение самолета Boeing рейсом Москва - Казань. На месте работают все экстренные службы. По предварительным данным, погибли 44 человека, находившиеся на борту", - сообщили представители ГУ МЧС РФ по Татарстану.
Очевидцы заявляют, что во время удара самолета о полосу слышали взрыв. Это могли быть остатки топлива в крыльевых баках. Судя по фотографиям с места авиакатастрофы, самолет разлетелся на мелкие части. Погибли все 50 человек, что были на борту.
Первым в списках погибших, которые МЧС раздавали в аэропорту Казани, значился Ирек Минниханов, 1990 года рождения. Чуть позже оперативный штаб по расследованию причин крушения подтвердил: на борту действительно был сын президента Татарстана Рустама Минниханова. Также в списке погибших значится глава УФСБ республики Татарстан Александр Антонов и супруга известного спортивного комментатора Романа Скворцова Эллина.
По факту крушения самолета возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц). Председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин заявил, что прилетит в Казань, чтобы лично проконтролировать ход расследования причин крушения «Боинга». Аэропорт Казань будет закрыт на прием и отправку воздушных судов до 12.00 мск 18 ноября.
Андрей Меньшенин, "Фонтанка.ру"