В Петербурге получить хорошо оплачиваемую работу, связанную с командировками в Финляндию, предлагают любому всего за несколько тысяч рублей. Претенденты, перед которыми разворачивают радужные перспективы, бывают неосторожны, забывая, в какой стране находится "поле чудес". Сомнительный бизнес процветает, не тревожимый полицией. Иногда он заканчивается выстрелами и смертью.
В то время, когда средняя заработная плата в Петербурге составляет около 35 тысяч рублей, интернет пестрит предложениями рабочих мест, на которых сотрудник без образования и опыта работы может получать доход в 50 - 80 тысяч рублей, не напрягаясь. Пол и возраст значения не имеют. В списке вакансий — сопровождение автобусных туров до Лаппеенранты (4300 рублей за поездку) или до Хельсинки (за 6000 рублей), работа водителем на новых микроавтобусах с зарплатой 65 тысяч рублей. Можно работать на круизных лайнерах или собирать морошку.
Лёгкие деньги грузчика
Один из последних креативов — грузчик на скоростной поезд «Аллегро». Если верить объявлению, некая российско-финская компания взяла поезд в аренду и сказала новое слово в железнодорожной логистике: теперь грузчики не работают на вокзалах, а ездят вместе с поездом. Оценив предлагаемую сумму в 4500 рублей за смену и прикинув, что в месяц за «перемещение ручной клади по составу международного класса» на руки можно получать не менее 65 тысяч, журналист решил попробовать. Тем более обещали «перспективность карьерного роста».
На звонок по телефону ответил женский голос, подтвердил наличие вакансий и поинтересовался наличием документов. Признание в том, что и заграничный паспорт, и трудовая книжка у кандидата потеряны, не смутило, оформление необходимых документов было обещано завершить за неделю, после чего — здравствуй, Хельсинки. Цена вопроса — 3600 рублей. Время встречи в офисе компании на Захарьевской улице, дом 16, было назначено с точностью до минуты.
По прибытии к месту вербовки никакой вывески или указателя обнаружить не удалось. Вход во двор дома преграждала решетка с закрытой калиткой. После звонка по известному номеру калитку открыли и проводили к другой двери, металлической, попросили подождать. Охраняли дверь двое молодых людей: кожаные куртки, спортивные штаны, крутые плечи и легкий акцент. Для полной карикатуры не хватало кепок и семечек, но спорить с ними не хотелось. Минут через пять пригласили в «офис».
Первое впечатление — искреннее удивление количеством простодушных соискателей. Сопровождающими автобусных туров и грузчиками на «Аллегро» пришло устраиваться столько людей, что трое «сотрудников» не успевали принимать анкеты и деньги. Дошла очередь и до журналиста, его пригласил молодой, но уверенный в себе молодой человек, вряд ли многим старше 20 лет: «Вы на какую вакансию устраиваетесь?»
Узнав, что у претендента на работу в российско-финской компании из всех документов есть только российский паспорт, юный кадровик не удивился и не огорчился. Он объяснил, что этого вполне достаточно, за 8 дней фирма оформит новый загранпаспорт и получит рабочую финскую визу. После чего можно немедленно приступать к работе. Все что нужно — заполнить короткую анкету, а затем отдать фотографии и 3600 рублей.
Кандидат поинтересовался графиком, и оказалось, что на «Аллегро» можно работать весьма комфортно:
— 2 выезда в сутки бывает. Работать можно 2 через 2 или по обычному графику 5 через 2. По одной смене в день. Или можете брать свободный график, сами определяйтесь, на сколько здоровья хватит.
— Понятно. Это я на кого, на РЖД буду работать?
— Нет, у нас частная организация-перевозчик, к РЖД отношения не имеет, поезд «Аллегро» взят в аренду. Ладно, заполняйте анкету, давайте фотографии и оплачивайте 3600 рублей.
Расставаться с деньгами не хотелось, корреспондент представился и спросил у собеседника, как давно «Аллегро» сменил хозяина и каким образом «фирма» собирается оформить загранпаспорт в рекордные сроки, да еще без личного присутствия заявителя. Тот не смутился и не стал делать попыток убедить в своей непогрешимости.
— Ну вы же сами все понимаете...
— Не понимаю. Может, вы мне расскажете, как это у вас получается? Рассказываете заведомые сказки, берете деньги и не возвращаете. Просто объясните мне, почему вас не закрывают?
— Да все вам понятно, — повторил собеседник, — всем хватает.
— Неужели столько клиентов приходит и платит за вашу явную белиберду, что всем хватает?
— Да уж хватает. Такие люди приходят, одна цель — вижу деньги, больше ничего не вижу. Поговорите лучше с управляющим.
Не дождавшись управляющего, пришлось покинуть «офис». Напоследок не получилось удержаться от банального вопроса:
— Не стыдно?
— Нет.
Взгляд его был светел и безмятежен.
Разговор с охранниками на выходе тоже как-то не получился. На вопрос о том, почему их ещё не разогнали, суровый мужчина обиделся: «Э, почему нас разгонять? Мы работаем, да?»
Своим видом охранник демонстрировал уверенность в собственной правоте и безнаказанности. Учитывая количество бесполезных обращений пострадавших в правоохранительные органы, у него, пожалуй, были основания так себя вести. С другой стороны, его работа может оказаться не так спокойна и безопасна. Прецедент был.
Умереть за лохотрон
Меньше полугода назад в Петербурге, во дворе дома 13 по Саперному переулку, погиб человек. Он работал охранником в фирме, которая оказывала «консультационные услуги» в поиске работы. Когда один из клиентов, заплативших за воздух 2,5 тысячи рублей, пришел вместе с родителями возвращать свои деньги, охранник их не пустил. Более того, попытался вышвырнуть настырных визитеров и достал нож. В ответ раздались выстрелы, и он умер еще до приезда «скорой помощи». Стрелявший провел в полиции меньше суток — в его действиях следствие усмотрело необходимую оборону.
Жульничество без камуфляжа
Отличие жуликов, которые «работают» сейчас в Петербурге, от предшественников — в неприкрытой наглости. Если раньше легально зарегистрированные фирмы на словах обещали клиенту оформить его на работу, а затем подписывали с ним договор, в котором были указаны, как правило, некие «консультационные услуги», то новое поколение от такой сложной схемы отказалось. Продается заведомо невозможное. Как говорят обманутые, в договоре — по-прежнему ничего не значащие условия, но теперь и самих организаций, от имени которых он подписан, не существует, а в договоре — вымышленные данные. А иногда и договоры на руки клиенту не выдают, ограничившись вручением корешка от приходного кассового ордера какого-нибудь ООО. Теоретически подобная беспечность должна помогать правоохранителям усматривать в действиях «хедхантеров» состав мошенничества, но пока, судя по словам обманутых, что-то не получается.
Любовь Антоненкова, координатор группы обманутых клиентов, рассказала «Фонтанке», что, по её подсчетам, сейчас в петербургской полиции уже более сотни заявлений о мошенничестве, но почему-то сотрудников фальшивых кадровых агентств не только никто не поймал, но и не прекратил их работу.
«Схема действий проста и понятна, - рассказывает Любовь, - фирма работает неделю-другую в одном помещении, а когда клиенты, не получив обещанных виз, приходят с вопросами, они уже переезжают на другое место. Номера телефонов меняют иногда по несколько раз в неделю».
Группа пострадавших, как утверждает Любовь, уже установила, что за несколько недель «кадровики», именовавшиеся то «Дельтой», то «Восходом», успели сменить «офисы» в доме 8 по 6-й Советской улице, в доме 16 по улице Чайковского, сейчас активная обработка незадачливых граждан идет в доме 16 по Захарьевской улице.
Одновременно в одном офисе на прием работают минимум трое жуликов. На каждого клиента уходит от 20 до 30 минут. Минимальная сумма, которая причитается «за оформление рабочей визы», - 2500 рублей. Даже если учесть, что половина потенциальных потерпевших вовремя опомнится, сумма ежедневной наличности получается такой, что можно согласиться — хватает всем.
Денис Коротков