Городской парламент принял во втором чтении скандальный закон о капремонте домов. Согласно нему, ежемесячная плата граждан за латание дыр на кровле или замену лифта будет дифференцирована в зависимости от типа дома. При этом в 2014 году проводить конкурсы общей стоимостью в 7 млрд рублей будет жилищный комитет, а не специальный фонд, как это предусмотрено в федеральном законодательстве. На этом основании яблочники готовы оспорить закон в суде.
Ни один закон в последнее время не принимался с таким количеством скандалов, как закон о капитальном ремонте. Хотя изначально перед Смольным и ЗакСом стояла весьма простая задача: переписать положения Жилищного кодекса и привести их в соответствие с региональными особенностями. Напомним, что в конце 2012 года в кодекс были внесены изменения, согласно которым с 2014 года все граждане должны будут вносить ежемесячную плату за капитальный ремонт их дома. Для этого местные власти должны создать регионального оператора – некоммерческий фонд, который призван аккумулировать средства граждан и проводить конкурсы на проведение работ.
Между тем Смольный не спешил с созданием региональных нормативных актов. Весной прокуратура вынесла правительству Петербурга и ЗакСу представление, указав на то, что Петербург еще не начал подготовку к переходу на новую систему финансирования капитального ремонта. В конце мая жилищный комитет подготовил первый вариант закона о капремонте. Однако в парламент его так и не внесли под предлогом необходимости внесения правок. Единственное, что действительно успели сделать чиновники, – это создать регионального оператора и добиться, что в 2014 году из бюджета на капремонт будет выделено 7 млрд рублей.
На фоне этой законотворческой апатии Смольного «Единая Россия» решила разработать собственный нормативный документ. По информации «Фонтанки», к его разработке были привлечены беспартийные специалисты в области жилищного хозяйства, которые считаются ведущими экспертами в сфере ЖКХ в городе. В итоге, по оценке большинства специалистов, он получился более профессиональным и полным, нежели законопроект Смольного.
Отличия законов
Ключевое отличие этих документов заключается в том, что в партийном постарались прописать в законе все нюансы новой системы, а чиновники подготовили рамочный проект, в котором присутствуют только общие принципы. Так, в документе партии власти было указано, что бюджетное софинансирование капремонта должно составлять не менее 40%, но не более 90% от объема средств, необходимых для реконструкции домов в текущем году. При этом траты на замену лифтов или покраску фасадов не могут превышать 4% от общего объема городского бюджета. Единороссы также указали, что в том случае, если жители накопили уже 70% средств, необходимых для реконструкции их дома, они могут приостановить выплаты. А ежемесячная плата, по их версии, должны быть дифференцирована в зависимости от типа дома (у жилищного комитета – она единая по всему городу).
В смольнинском законе такой детализации не было, а лишь повторялись положения Жилищного кодекса. При этом в оправдание такого подхода чиновники говорили, что после принятия основного документа будет разработано несколько подзаконных актов, в которых будут прописаны детали. Однако этих документов еще не существует, поэтому оценить эти детали никто не мог. Кроме того, жилищный комитет в своем законопроекте прописал, что, по решению городского правительства, функции заказчика работ могут быть переданы исполнительному органу государственной власти. То есть самому жилкомитету.
70 поправок за один час
Закон, подготовленный жилищным комитетом, не устраивал даже профильного вице-губернатора Владимира Лавленцева, однако он публично поддерживал его из корпоративных соображений. Не устроил он и членов комиссии ЗакСа по городскому хозяйству, которые в начале ноября решили вынести на рассмотрение парламента сразу оба документа, чего не бывало в практике парламента уже давно. А дальше начались закулисные игры, в которых участвовали как депутаты, так и чиновники. Накануне заседания ЗакСа 13 ноября законопроект «Единой России» был снят с повестки, и в итоге парламент рассматривал только смольнинский вариант. Он был принят за основу, а потом в течение двух недель к нему поступило около 70 поправок от всех фракций: так, партия власти предложила включить целые куски из собственных разработок.
Основная подковерная борьба развернулась вокруг трех основных пунктов. Первый – это дифференциация размера платы. Второй – это положение, по которому размер ежемесячной платы устанавливается ЗакСом, его активно отстаивала оппозиция. Третий – это пункт, позволяющий Смольному проводить конкурсы на капремонт. На его сохранении настаивал жилищный комитет, ссылаясь на то, что региональный оператор еще только создается, и передавать в его руки 7 млрд рублей – неправильно. По информации «Фонтанки», 25 ноября на заседании в Смольном позицию ведомства поддержал губернатор Георгий Полтавченко: предполагается, что жилкомитет будет проводить конкурсы в 2014 году, который признан переходным. А уже в 2015-м все эти функции отойдут региональному оператору.
Все 70 поправок были рассмотрены ЗакСом 27 ноября в течение одного часа. По давней традиции, это происходило в большой спешке, так что многие присутствующие даже не успевали записывать номера поправок, которые ставятся на голосование. Общий итог следующий: плата за капитальный ремонт будет дифференцированной в зависимости от типа дома и от того, какой объем работ нужно провести в здании. В Смольном предварительно решили, что в 2014 году плата будет 2 рубля с 1 кв.м общей площади квартиры (хотя в других регионах тариф достигает 6 и 7 рублей).
По информации нашего издания, при дифференциации ставка в 2 рубля будет базовой, и в итоге для отдельных типов зданий она может вырасти кратно. Причем все подсчеты жилищный комитет должен сделать уже до конца года, а потом вынести вопрос о тарифах на рассмотрение правительства. Добавим, что за жителей государственных квартир эту плату будет вносить город, а для многодетных семей и других льготником предусмотрены скидки.
Оператор против жилищного комитета
Поправки оппозиции, дающие ЗакСу право утверждать размер платы, были отклонены. Одновременно «Единая Россия» сняла свое предложение лишить Смольный права проводить конкурсы вместо регионального оператора. Такой шаг неудивителен, учитывая, что данную инициативу поддержал губернатор. Парламент оказался настолько дисциплинирован, что даже ограничил срок действия этих чрезвычайных полномочий 2014 годом, как и было решено на малом правительстве 25 ноября (соответствующую поправку внесла «Единая Россия»).
Однако эксперты указывают, что эта норма противоречит федеральному законодательству. В жилищном кодексе действительно указано, что региональный оператор вправе по контракту привлекать для исполнения функций заказчика бюджетные учреждения (ГБУ) или даже органы местного самоуправления. Но там нет ни слова об исполнительных органах государственной власти.
Как рассказал «Фонтанке» собеседник в аппарате фракции «Яблоко», партия рассматривает возможность подачи иска в суд о признании принятого законопроекта противоречащим федеральным нормам. Формально «Яблоко» может сделать это уже сейчас, так как к третьему чтению в законы вносятся только технические правки. «Мы все-таки дождемся третьего чтения, так как практика показала, что и в третьем чтении документы могут серьезно измениться», – заметил собеседник нашего издания.
Андрей Захаров, «Фонтанка.ру»