В квартале Ульянка, попавшем в программу реновации хрущевок, появилась вертолетная площадка. Таким образом застройщик — компания «Воин В» решил использовать участок, возведение жилого дома на котором в мае через суд остановили жители. Компания получила официальное разрешение Росавиации. В свою очередь, Смольный размещение площадки не согласовывал и уже потребовал от застройщика ее демонтировать. Впрочем, если примеру «Воина В» последуют другие застройщики, в Петербурге наконец появится инфраструктура для авиационной медицины, говорят эксперты.
Использовать строительную площадку в реновируемом квартале Ульянка в качестве взлетно-посадочной компания «Воин В» начала в сентябре 2013 года. «Вертолет садится напротив дома № 212 по проспекту Стачек на расстоянии не более 70 метров от него. Рядом расположена линия наружного освещения и многочисленные высокие деревья», - сообщал «Фонтанке» читатель Дмитрий. В октябре руководитель группы Экологии рядовой архитектуры (ЭРА) Алексей Ярэма направил от имени жителей запрос губернатору с просьбой проверить, законно ли размещение вертолетной площадки посреди жилого квартала. 30 ноября Алексею Ярэме пришел ответ, подготовленный комитетом по транспорту.
Официальный адрес площадки — участок 249.1, у корпуса 3 дома 220 по проспекту Стачек. Согласно плану застройки реновируемого квартала на нем должен был появиться 25-этажный дом. Однако в мае Куйбышевский районный суд отменил градплан, действующий для этого участка. 16 декабря в городском суде состоится рассмотрение апелляции. Кроме того, жители оспаривают в суде разрешение на строительство дома. Пока строительство стоит, на месте запланированного дома застройщик организовал вертолетную площадку.
Как сообщается в ответе комитета по транспорту, площадка предназначена для посадки вертолета «Еврокоптер» ЕС-120, принадлежащего генеральному директору компании «Воин В» Олегу Глущенко. Эта модель вертолета с 1995 года выпускается франко-немецкой компанией «Еврокоптер» и вмещает до 4 пассажиров. Крейсерская скорость — 191 км/ч, максимальная продолжительность полета без дозаправки — 4,5 часа, а примерная стоимость — около 1 млн евро. Это сравнимо с ценой 10 однокомнатных квартир комфорт-класса площадью 50 кв. м.
Как оказалось, ни один из смольнинских комитетов размещение площадки не согласовывал. В комитете по транспорту «Фонтанке» сообщили, что территория Ульянки находится в ведении Росавиации. Санкций по наложению административных штрафов у комитета также нет. Аналогичный ответ поступил от комитета по строительству. Он не согласовывает размещение временных объектов, расположенных на строительных площадках реновируемых кварталов. А согласно разрешению на строительство, выданному Госстройнадзором и действующему до 30 апреля 2017 года, на этом участке должен быть возведен жилой дом. После завершения реновации этой площадки в квартале остаться не должно, заверили в комитете. Кроме того, 21 ноября на совещании рабочей группы по реновации застроенных территорий вице-губернатор Марат Оганесян уже потребовал от застройщика ликвидировать площадку.
И тем не менее вертолет между жилыми домами садится совершенно легально. Разрешение на расположение площадки выдала Росавиация. Получить оперативный комментарий ведомства не удалось. Но как пояснил генеральный директор вертолетного клуба «Аэросоюз-СПб» Сергей Караев, требования у федерального агентства достаточно просты. Для согласования размещения площадки в собственности или аренде заявителя должен быть земельный участок площадью как минимум 25х25 метров, на который смогут безопасно садиться и взлетать вертолеты. Контролирует осуществление полетов диспетчерский центр «Пулково».
При этом в появлении вертолетной площадки в жилом квартале Сергей Караев ничего страшного не видит. Протесты жителей он объясняет тем, что вертолеты для петербуржцев — пока редкость. К примеру, электрички или груженые грузовики производят не меньше шума, а потенциальная опасность от них — выше, считает эксперт. «Таких площадок в городе будет становиться в разы больше. Это инфраструктура, необходимая, к примеру, для развития медицинской авиации. Вертолеты московского Центра авиационной медицины совершают по 2 - 3 вылета в день», - говорит Сергей Караев.
Местные жители и градозащитники с такой точкой зрения не согласны. «Вертолетные площадки должны предусматриваться проектами планировки заранее. Существующая петербургская застройка, даже периферийная, для размещения вертолетных площадок не предназначена», - говорит Алексей Ярэма. Приземление вертолета в 30 метрах от жилых подъездов, вблизи школы и детского сада приносит дискомфорт жителям из-за шума и вибрации, говорит Ярэма. Кроме того, его возмущает, что вертолетная площадка появилась в районе, реновация которого вызывает массовое недовольство жителей. Связаться с Олегом Глущенко не удалось, а его заместитель — Лия Томилина отказалась от комментариев.
Антонина Асанова,
«Фонтанка.ру»