Завод «Вагонмаш», один из старейших производителей вагонов для метро и железной дороги, ожидаемо признан банкротом. За два года, прошедшие со времени подачи иска о банкротстве предприятия, на его балансе осталось имущества на 3,4 миллиона рублей. Тогда как долги компании по-прежнему исчисляются миллиардами. Собственно, нет уже фактически даже стен завода - к концу 2015 года на месте его снесенных корпусов должен будет появиться жилой комплекс на 3 тысячи квартир.
5 декабря арбитражный суд Петербурга принял решение о банкротстве ЗАО «Вагонмаш». В отношении должника открыто конкурсное производство сроком на 6 месяцев. За это время кредиторы предприятия смогут по мере очередности удовлетворить свои требования. Восстановление одного из старейших вагоностроительных заводов страны не представляется возможным. Как доложил на заседании суда временный управляющий, спад производительности начался в 2008 году из-за негативных последствий экономического кризиса, уменьшения числа заказов и высокой конкуренции в отрасли. «Восстановление платежеспособности должника невозможно и целесообразно открыть процедуру конкурсного производства», - говорится в его отчете.
В данный момент большая часть завода уже снесена. Осталось только несколько корпусов — охраняемых объектов регионального значения. В частности, третий сборочный цех, где происходила окончательная сборка вагонов, кузовной цех, где собирали железнодорожные вагоны. А также — некоторые фрагменты зданий. Большая часть оборудования вместе со многими бывшими работниками переместилась на «Кировский завод». К примеру, туда перевезли домкраты 1960-х годов, которыми поднимают строящуюся «НеВу».
На месте завода к концу 2015 года должен появиться жилищный комплекс комфорт-класса «Московские ворота» высотой 9 - 18 этажей и общей площадью около 166,3 тысячи кв. м. Полностью работы по благоустройству территории будут завершены к концу 2015 года. «ЛенСпецСМУ», входящая в группу «Эталон», планирует приступить к застройке территории уже в начале второго квартала 2014 года. Сейчас ведется подготовка территории, сообщают в компании. Концепция проекта была разработана проектировщиком ЗАО «ЭталонПроект», входящим в Etalon Group. В 6 жилых корпусах появится более 3 тысяч квартир. По оценке АРИН, стоимость жилья на нулевом цикле строительства может составить 85 - 95 тысяч рублей за кв. м.
Как говорят эксперты, ЗАО «Вагонмаш» подкосила отсрочка правительства Петербурга с размещением заказов на производство поездов «НеВа», обещанных предприятию. Компания вложила значительные средства в разработку состава нового поколения с асинхронным двигателем. Однако от создания пробного образца до первого конкурса прошло около двух лет.
В последние годы «Вагонмаш» неудержимо терял заказы. В начале 2012 года завод проиграл в борьбе за контракт на поставку 102 вагонов для петербургского метро стоимостью 2,6 млрд рублей «Трансмашхолдингу», не выполнив условия поставки. С тех пор заказы достаются московскому концерну. Доля компании в совместном предприятии с чешской Skoda, выигравшей тендер на поставку 9 шестивагонных составов «НеВа» за 3,2 млрд рублей, перешла «Кировскому заводу. Кроме того, до конца 2013 года предприятие должно было поставить 50 вагонов стоимостью около 39,6 млн евро для киевского метро, из которых в украинскую столицу приехало только 10.
Фактически от «Вагонмаша» ничего не осталось. Согласно публичной отчетности, в 2012 году убыток компании составил 243,8 млн рублей, активы - 4,5 млрд рублей, а финансовые обязательства — 5,2 млрд рублей. Имущество предприятия имеет балансовую стоимость 3,4 млн рублей. Этого достаточно лишь для покрытия судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему, говорится в отчете управляющего. Компания, выкупившая акции завода в начале 2000-х годов, - ООО «Группа Дедал» сама находится в стадии ликвидации. Ее телефоны не отвечают. Согласно данным информационной базы «Спарк», компания принадлежала офшору «Тресендер Юниверсал Корп». Сейчас номинальными держателями акций завода являются «Сбербанк России» (50%) и АКБ «Российский капитал» (41%).
Ранее завод планировал переехать на площадку Петербургского трамвайно-механического завода (ПТМЗ). Однако и это предприятие в мае стало банкротом. Губернатор Георгий Полтавченко неоднократно говорил о поддержке «вымирающих» производств. Но, видимо, инвестора, готового расплатиться по обязательствам компании, так и не нашлось.
Тем не менее в Петербурге остались вагоностроительные заводы. Это тот же «Кировский завод» и Октябрьский электровагоноремонтный завод (ОЭРВЗ), входящий в структуру «Трансмашхолдинга». А вот покупка группой «Синара» завода ПТМЗ под вопросом — этой осенью компания начала переговоры о строительстве завода по созданию трамваев и вагонов метро с правительством Волгограда.
Антонина Асанова, «Фонтанка.ру»
Справка:
Иск о банкротстве «Вагонмаша» был подан в октябре 2011 года ЗАО «Тракт-Санкт-Петербург», специализирующимся на поставках спецодежды. Впоследствии к требованиям присоединились несколько десятков заемщиков, основным из которых является «Сбербанк». Компания задолжала финансовой структуре около 1,4 млрд рублей. «Вагонмаш», до революции - Петербургский вагоностроительный завод, специализировался на производстве трамвайных вагонов в конце XIX века. В советское время площадка носила имя Ленинградский ордена Октябрьской революции и ордена Красной звезды вагоностроительный завод имени Егорова. До банкротства на «Вагонмаше» работало более тысячи сотрудников. В 2010 году структура выпустила 49 вагонов, в 1970-е производила до 140 вагонов. В том же году «ЛенСпецСМУ» договорился о приобретении 13 га на Московском проспекте, 115. А после завершения юридических процедур в феврале 2013 года компания «Размах» начала демонтаж заводских корпусов.