В течение 10-12 дней выданного Австрией Александра Гительсона этапируют из Москвы в Петербург. Меру пресечения - арест - Василеостровский районный суд избрал ему еще три года назад, 6 декабря 2010-го. После экстрадиции банкир пожаловался на плохое самочувствие, хотя у следствия есть основания полагать, что обвиняемый симулирует. Дело о мошенничестве на 1,9 млрд рублей скоро уйдет в суд, но привлечь Гительсона по другим эпизодам, в том числе хищению на 30 млрд, ГСУ СК не может без разрешения австрийских правоохранителей.
Обвинение готово
63-летнего беглого банкира Александра Гительсона экстрадировали из Австрии. Привезли в Москву, поместили в СИЗО 99/1 “Матросская тишина”. Срок двухмесячного содержания под стражей банкира исчисляется с 11 декабря - даты пересечения государственной границы России.
Как сообщили “Фонтанке” в городском ГСУ СК, обвиняемого этапируют в Петербург в течение 10-12 дней, а уголовное дело может уйти в суд еще до Нового года.
Бывшего председателя советов директоров банка ВЕФК и Инкасбанка обвиняют в особо крупном мошенничестве с бюджетными средствами Ленинградской области. По версии следствия, в 2006-2007 годах банкир и тогдашний председатель правления Инкасбанка Татьяна Лебедева похитили размещенные комитетом по финансам Ленобласти на депозит кредитного учреждения почти 1,9 млрд рублей. Как уточнили в СКР, деньги выносили непосредственно из кассовых хранилищ и переводили на счета подконтрольных фигурантам юридических лиц, в том числе за пределы России. Средства использовали, в частности, для покупки недвижимости.
По этому уголовному делу Татьяну Лебедеву, заключившую сделку со следствием, осудили на четыре года условно со штрафом 300 тыс. рублей.
Гительсона привлекли в качестве обвиняемого в особо крупном хищении по эпизоду Инкасбанка еще в 2010 году. Соответствующее постановление следователь ГСУ СК вынес 23 августа. 10 октября его объявили в розыск, а 6 декабря 2010-го Василеостровский районный суд заочно арестовал банкира.
К тому времени Гительсон уже был в бегах. Он исчез до приговора Мещанского суда Москвы по другому делу, о хищении 495 млн рублей из своего же ВЕФКа. Банкира заочно осудили на пять лет реального срока.
Обвинение по Инкасбанку готово, предварительное расследование завершили. Александра Гительсона ждут на Мойке, чтобы выслушать его позицию и, если он сочтет нужным, зафиксировать показания и отношение к предъявленному обвинению. После этого он начнет ознакомление с материалами дела.
Много чего есть
На Гительсона у следствия много чего есть. Он, например, проходит обвиняемым в деле о даче взятки 47 млн рублей бывшему начальнику управления Пенсионного фонда по Петербургу и Ленобласти Наталье Гришкевич, подкупе экс-руководителя управления ПФР по Свердловской области Сергея Дубинкина, приговоренного к десяти годам лишения свободы и, главное, - хищении порядка 30 млрд рублей банка ВЕФК, якобы переведенных на счета подконтрольных фигуранту фирм. Впрочем, с привлечением Гительсона по этим эпизодам как минимум может возникнуть заминка.
Как пояснил корреспонденту “Фонтанки” руководитель 2-го следственного отдела 2-го следственного управления по расследованию особо важных дел (преступления против государственной власти и в сфере экономики) Владимир Ромицын, Австрия дала добро на экстрадицию банкира на основании запроса о привлечении к ответственности по конкретному эпизоду - хищении бюджетных средств из Инкасбанка. Чтобы привлечь его по другим делам, следствию нужно обращаться к Австрии, которая должна согласиться с доводами российских правоохранителей.
“Мы планируем направить соответствующие запросы к выдавшей стороне, чтобы завершить расследование по иным эпизодам, - уточнил Владимир Ромицын. - Насколько оперативно получится уладить формальности, предположить затрудняюсь. Например, задержали Гительсона в середине апреля, а решение об экстрадиции Австрия приняла на днях - восемь месяцев прошло. В любом случае обвинение в полном объеме по другим эпизодам мы еще не сформулировали. Об окончательной квалификации будем говорить после Нового года”.
Еще одним вероятным препятствием для уголовного преследования Гительсона может стать его здоровье. После приземления в аэропорту Шереметьево фигурант сослался на плохое самочувствие.
Как уточнили “Фонтанке” в ГСУ СК, банкира при необходимости непременно освидетельствуют российские врачи и выдадут свое заключение. Состояние здоровья Гительсона уже проверяли австрийские специалисты. Они установили, что медицинских противопоказаний для экстрадиции банкира нет, а заболевания он может симулировать.
Адвокат Оксана Михалкина сообщила корреспонденту “Фонтанки”, что ее подзащитный действительно испытывает серьезные проблемы со здоровьем:
“В материалах уголовного дела есть заключения о ряде хронических заболеваний. После выхода из СИЗО в 2010 году Александр Гительсон перенес четыре полостных операции”.
Оксана Михалкина добавила, что двое суток не может попасть в “Матросскую тишину”. От услуг адвоката банкир даже в бегах не отказывался, но для посещения в СИЗО нужно разрешение следователя, в производстве которого находится уголовное дело.
“Поеду в Петербург за разрешением следователя Ромицына, - уточнила Оксана Михалкина. - Моя первоочередная задача - посмотреть, что с Александром Гительсоном происходит”.
Адвокат предполагает, что следствию удастся привлечь ее подзащитного по другим эпизодам:
“Пока Александр Владимирович находился за границей, состоялись приговоры судов, в которых он упоминается. Эти решения могут иметь преюдициальное значение”.
Виновным себя Гительсон не признает.
Александр Ермаков, "Фонтанка.ру"