Реклама

Сейчас

+2˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+2˚C

Пасмурно, Без осадков

Ощущается как -1

3 м/с, южн

751мм

89%

Подробнее

Пробки

6/10

Реклама

Москвичи забрали метро у Кировского завода

1006
ПоделитьсяПоделиться

Крупнейший тендер в истории Петербурга на поставку вагонов метро, скорее всего, выиграет Октябрьский электровагоноремонтный завод, входящий в московскую корпорацию «Трансмашхолдинг». Компания снизила стартовую цену с 4 млрд до 3, обойдя на торгах совместное предприятие Кировского завода и чешской Škoda. Это ставит под угрозу дальнейшее существование российско-чешского консорциума, который был создан специально для производства вагонов «НеВа».

В середине ноября комитет по транспорту объявил конкурс на поставку 66 вагонов для петербургского метрополитена за 4 млрд рублей. Из них планируется сформировать 11 шестивагонных составов, которые будут курсировать по «зеленой», третьей, линии подземки (срок поставки – в течение трех лет, до конца 2016 года). При этом, как следует из технического задания, речь идет о вагонах с асинхронным двигателем, которые являются более современными, нежели тот подвижной состав, который используется в метрополитене сейчас. В частности, асинхронные составы издают меньше шума, имеют плавный ход.

Сейчас в метрополитене уже эксплуатируются два состава с таким двигателем – «НеВа» производства ООО «Вагонмаш». Осенью 2012 года предприятие выиграло конкурс комитета по транспорту стоимостью 3,2 млрд на поставку 9 составов до конца 2014 года. На тот момент это была совместная компания петербургского завода «Вагонмаш» и чешской Škoda. Однако из-за финансовых трудностей старейшего вагоностроительного предприятия города исполнение контракта оказалось под угрозой, и чехи нашли себе нового партнера – Кировский завод (он выкупил долю в ООО «Вагонмаш»). В итоге поставки возобновились. До конца года Кировский завод обещает поставить еще два состава.

После объявления конкурса на поставку 66 вагонов за 4 млрд большинство аналитиков предрекали победу Кировскому заводу и его чешским партнерам. Дело в том, что в Петербургском метрополитене предпочитают, чтобы на одной линии эксплуатировался подвижной состав одного и того же типа. В противном случае подземка вынуждена закупать разные запчасти, а также иметь отдельный штат машинистов и ремонтных рабочих на каждую модель. Однако в итоге за право получить этот контракт развернулась нешуточная борьба.

Всего было подано три заявки, но до аукциона допустили только двух участников. В протоколах на сайте госзакупок их имена по-прежнему зашифрованы, но, по информации «Фонтанки», это были Кировский завод и Октябрьский электровагоноремонтный завод (ОЭВРЗ). Последний входит в московскую корпорацию «Трансмашхолдинг» – крупнейшего производителя вагонов в России. У «Трансмашхолдинга» есть вагон с асинхронным двигателем собственной разработки «Ока», который с 2012 года эксплуатируется в Москве. Для Петербурга «Трансмашхолдинг» подготовил модернизацию «Оки» под названием «Ладога».

ОЭВРЗ участвовал в конкурсе 2012 года на поставку 9 асинхронных составов, но стал торговаться, и поэтому победа досталась «Вагонмашу». В этот раз предприятие решило идти до конца, Кировский завод тоже не хотел уступать, и в итоге аукцион закончился беспрецедентным снижением – с 4 млрд цена упала до 3 млрд. По информации «Фонтанки», Кировский завод остановился на цене в 2 млрд 993 млн, ОЭВРЗ – 2 млрд 973 млн.

Официально представители обоих участников никак не комментируют эту ситуацию, так как итоги тендера еще не подведены. Осталась формальная процедура под названием «рассмотрение вторых частей заявок»: в рамках нее конкурсная комиссия изучает устав компании-победителя, проверяет, не находится ли она в стадии банкротства и имеет ли все необходимые сертификаты. Как говорят в комитете по транспорту, рассмотрение вторых частей заявок состоится в понедельник, 23 декабря. Однако нужно отметить, что на этой стадии решение о недопуске принимается крайне редко.

По словам собеседника в Смольном, знакомого с этой ситуацией, в ГУП «Петербургский метрополитен» в настоящее время «пребывают в шоке» от того, что на одной линии придется эксплуатировать составы различных моделей. Кроме того, если контракт с ОЭВРЗ будет заключен, то проект по сотрудничеству Кировского завода со Škoda, скорее всего, будет заморожен. Напомним, что предприятие выделило для производства вагонов цех «Прометей». Сюда перевезли часть оборудования из цехов «Вагонмаша» на Московском проспекте, взяли многих специалистов с этого завода.

В 2014 году Кировский завод должен произвести еще четыре состава по контракту 2012 года, после чего, в случае отсутствия новых договоров, работа прекратится. Теоретически предприятие может попробовать заявиться на тендер по производству 4 трамваев со 100%-ным уровнем низкого пола, который был недавно объявлен комитетом по транспорту (общая стоимость закупки – 337 млн рублей). Однако здесь у Škoda будут серьезные соперники в лице французской Alstom и польской Pesa.

Отметим, что у «Ладоги» и «НеВы» есть несколько ключевых отличий. Так, в салонах «Ладоги» стоят кондиционеры (в составах от «Вагонмаша» работает принудительная вентиляция). Но при этом московские вагоны более тяжелые. Вес головного вагона «Ладоги» – около 39 тонн, промежуточного – около 36 тонн, у «НеВы» это соотношение выглядит следующим образом: головной – 28 тонн, промежуточный – 26 тонн. Добавим, что масса напрямую влияет на издержки метрополитена: более легкому составу нужно меньше электроэнергии для движения, да и пути разбиваются медленнее.

Любопытный момент: в техническом задании конкурса указано, что масса головного вагона не должна превышать 32 тонны, промежуточного – 31 тонну. Таким образом, если ОЭВРЗ заявил «Ладогу» в той модификации, которая была представлена ранее, то компанию не должны были допустить до участия в аукционе из-за несоответствия требованиям. Однако, как говорят специалисты, предприятие могло представить новую, неизвестную разработку. В комитете по транспорту эту ситуацию пока не комментируют, так как итоги конкурса не подведены, а названия участников и их предложения – зашифрованы.

Отметим, что долгое время основным поставщиком вагонов для подземки был петербургский завод «Вагонмаш». В начале 2012 года предприятие впервые уступило в борьбе за контракты Смольного «Трансмашхолдингу» на поставку 102 стандартных (не асинхронных) вагонов за 2,6 млрд. С тех пор московская корпорация неоднократно выигрывала конкурсы по производству традиционных составов, например – весной 2013 года она получила 3 контракта на 765 млн рублей.

Андрей Захаров,
«Фонтанка.ру»

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close