Законодательное собрание приняло во втором чтении законопроект о региональных нормативах градостроительного проектирования (РНГП), внеся всего одну поправку, заранее утвержденную рабочей группой из депутатов и чиновников. Застройщиков на обсуждение закона, равного по значимости Генплану и ПЗЗ, не позвали. Между тем, принятие закона может привести не только к снижению темпов и объемов строительства, но и к срыву выполнения федеральных жилищных программ и повышению стоимости жилья, считают игроки рынка.
Голосование за принятие поправок в законопроект о РНГП, внесенный в ЗакС Смольным, продлилось всего несколько минут. Поправку депутата Юрия Гатчина и четыре поправки Павла Солтана парламентарии отвергли, одну, разработанную совместной правительственно-депутатской рабочей группой, - утвердили. Накануне ее согласовала и комиссия ЗакСа по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам.
Депутаты расширили блок нормативов, связанных с социальными объектами, — детскими садами, школами, пансионатами, добавили специализированные и оздоровительные детские организации. А также — установили требования к доступности социальных объектов. Детские сады должны будут располагаться не далее чем в 300 метрах от жилого дома, школы — в полукилометре. Доступность прописали даже для театров и музеев. До них на транспорте горожане должны добираться максимум за 60 минут.
Кроме того, поправки увеличили плотность улично-дорожной сети (то есть насыщенности дорогами на квадратный метр), которая будет проектироваться в новых кварталах, с ранее предполагавшихся 4 до 6 км/кв. км. Это примерно соответствует плотности дорог в кварталах, примыкающих к Московскому проспекту. В них расчетная площадь УДС - 5,6 км/кв. км. В исторических кварталах она может быть в разы выше. В центре Пушкина это 9 км/кв. км, а в центре Петроградской стороны это 17,2 км/кв. км. Плотность сети магистральных улиц депутаты и чиновники подняли с 2,2 до 2,5 км/кв. км. Также парламент установил требования к парковочным местам, в том числе в центре города, определил параметры остановочных пунктов и показатели для общественного транспорта.
Принятые ЗакСом поправки разработала рабочая группа из депутатов, парламентских экспертов и представителей исполнительной власти. Застройщиков на ее заседания не пригласили. И, предсказуемо, они уже выступили против принятия законопроекта в существующем виде.
Установление параметров доступности социальных объектов может привести к тому, что застройка районов с низкой плотностью - Курортного, Красносельского, Пушкинского и Павловского просто остановится. В них город (а по факту — застройщики) должен будет обеспечить строительство около 250 школ. При этом построенные по новым нормативам учебные заведения не будут заполнены - показатель не учитывает реальную потребность того или иного района в школах и количество проживающих на его территории детей. Предложение профессионального сообщества подготовить отдельные нормативы для центра города, его спальных районов и пригородов депутатами и чиновниками поддержано не было.
Кроме того, плановые показатели строительства объектов социальной инфраструктуры, заложенные в законопроект о РНГП, не соответствуют нормативам жилищной обеспеченности. Документ предполагает, что с 2015 года на одного человека будет строиться 30 кв. м жилплощади, а с 2020 года – 35 кв. м. Тогда как при планировании строительства школ, детских садов и поликлиник до 2025 года будет учитываться показатель жилищной обеспеченности в размере 28 кв. м на человека. То есть строители за счет собственных средств и опережающими темпами должны будут возводить соцобъекты в объемах, превосходящих потребности в них жителей новых микрорайонов.
По оценкам экспертов, это приведет не только к тому, что из городского бюджета будут тратиться сотни миллионов рублей на содержание пустующих мест в новых детских садах и школах, но и к 10-15% росту цен на рынке жилья. Эта ситуация ударит, в первую очередь, по покупателям жилья экономкласса и, таким образом, лишит малообеспеченных петербуржцев возможности улучшить свои жилищные условия.
Третья претензия касается требований, предъявляемых к проектам комплексного освоения территорий (КОТ) при расчете их обеспеченности зелеными насаждениями. Согласно законопроекту, на одного человека в зоне КОТ должно приходиться 16 кв. м зеленых насаждений, что почти втрое превышает минимальные расчетные показатели озеленения жилых зон в Ленинградской, Московских областях и других городах-миллионниках. Если в результате принятия закона в его нынешнем виде застройщики будут вынуждены придерживаться завышенных во много раз норм, комплексное освоение территорий, обеспечивающее городу значительные объемы строительства, будет просто остановлено.
А если принять во внимание то, что в проекте закона отсутствует определение КОТ, то у чиновников появляется возможность применять эту норму в отношении любого строительства в Петербурге. Кроме того, норма в 16 кв. м противоречит показателям, обозначенным в Законе Санкт-Петербурга «О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге», в соответствии с которым нормативы обеспеченности населения города территориями зеленых насаждений составляют для центральных районов – 6 кв.м, для спальных - 12 кв.м.
Утверждение РНГП Петербургу нужно — это один из трех базовых документов, как и Генплан и ПЗЗ, формулирующий правила застройки новых кварталов. Смольный разрабатывает его с 2007 года. При этом принятие законопроекта в текущей редакции может остановить застройку спальных районов Петербурга и реализацию проектов КОТ, поставить крест на программах реконструкции центра, что неизбежно скажется на стоимости и доступности нового жилья в Петербурге, считают застройщики.
Ольга Макарская, «Фонтанка.ру»
Справка:
Текущую версию законопроекта об РНГП разработал комитет по градостроительству и архитектуре. Документ определяет, каким количеством инфраструктуры и социальных объектов должны обеспечиваться строящиеся кварталы.