В начале 2014 года начнется строительство линии метро от «Приморской» до «Улицы Савушкина» (будущей «Беговой») с промежуточной «Новокрестовской». В первую очередь приступят к подготовке строительных участков. Об этом 26 декабря журналистам рассказал вице-губернатор Марат Оганесян. Чиновник не исключил, что в новом году в Петербург могут прийти новые строители метро. Если «Метрострой», как и в случае с Фрунзенским радиусом, начнет прокладывать перегонные тоннели еще до конкурса, конкуренция на этом рынке может оказаться весьма некстати.
Смольный намерен в начале 2014 года приступить к подготовке территорий для строительства продолжения Невско-Василеостровской линии метро от «Приморской» до «Улицы Савушкина» (недавно топонимическая комиссия предложила переименовать ее в «Беговую») с расположенной между ними «Новокрестовской», которую разместят на намыве - западнее Крестовского острова.
По словам вице-губернатора Марата Оганесяна, почти завершена экспертиза проекта подготовки участков к строительству. В начале года Смольный проведет конкурс по выбору подрядчика. В первом квартале начнутся работы по переносу инженерных сетей и созданию котлована на улице Савушкина.
Экспертиза основного проекта по продолжению линии до станции метро «Зоопарк» (после «Улицы Савушкина» идут станции «Яхтенная» и «Зоопарк», которые по предложению топонимистов должны стать "Туристской" и "Планерной", но их планируют строить позже), которым за 745 млн рублей занимается «Ленметрогипротранс», начнется в июле 2014 года. В конце года правительство планирует провести конкурс на само строительство.
Возведение двух станций — «Новокрестовской» и «Улицы Савушкина» («Беговой») с прокладкой тоннелей и наклонных путей оценивается в 24 млрд рублей. Предполагается, что 12 млрд выделят из федерального бюджета. Проектирует намыв за 50 млн рублей ЗАО «Инвестиции. Инжиниринг. Строительство», которое аффилировано с австрийской инжиниринговой компанией Strabag, 17% которой принадлежит Олегу Дерипаске. Возведение самого намыва площадью 16,6 га, который должен быть готов к началу 2016 года, оценивается в 1,2-1,3 млрд рублей.
Марат Оганесян не исключил, что в 2014 году на рынок строительства метро Петербурга, где традиционно работает одна компания — ОАО «Метрострой», могут выйти новые компании. Это обстоятельство вице-губернатор связывает со вступлением с 1 января в силу 44-го закона о федеральной контрактной системе, который заменит собой действующий 94-й закон о госзакупках.
«Пока мы ориентируемся на "Метрострой", в котором часть акций принадлежит городу. Но рынок есть рынок. Будем смотреть», — заявил чиновник. Отметим, что бюджет строительства метро до 2016 года составляет 73 млрд рублей.
В пользу такого прогноза говорит и то обстоятельство, что в июне 2013 года блокирующий пакет акций ОАО «Ленметрогипротранс» (25,48%), которое из года в год занималось проектированием городского метро, в рамках государственной приватизации был продан за 266 млн рублей.
Победителем стало ООО «Доминика», которое зарегистрировано по одному и тому же адресу со спортивным клубом «Явара-Нева» Аркадия Ротенберга — на Каменноостровском проспекте, 68А. Не исключено, что покупка проектировочной компании является признаком того, что у братьев Ротенбергов планы более широкие, чем просто проектирование. В то же время, по информации «Фонтанки», руководству "Метростроя", в том числе акционерам Вадиму Александрову и его сыну Николаю, предложения от братьев Ротенбергов о продаже их долей не поступало. Это означает, что заход в Петербург может быть осуществлен через другие, например, московские компании.
27 января 2014 года в ОАО «Метрострой» должно пройти собрание акционеров, в ходе которого ожидается окончательное решение о дополнительном выпуске акций, который необходим для увеличения уставного капитала компании на 400 млн рублей. Вложение этих денег правительством города является условием совершенной в 2009 году передачи 21% акций от Росимущества КУГИ.
Сейчас 21% находится у КУГИ, 25% — у ГУП «Петербургский метрополитен», 13,6% — у гендиректора «Метростроя» Вадима Александрова, 21% — у его сына Николая, 5,4% — у гендиректора ЗАО «Компакт» Клименти Касрадзе. Необходимые на покупку акций 400 млн рублей предусмотрены в бюджете на 2014 год. Предполагается, что с покупкой доля Смольного возрастет до контрольного пакета. Как после этого изменится политика «Метростроя» и Смольного в отношении строительства метро, пока неясно.
Учитывая практику последних лет, с Невско-Василеостровской линией может произойти то же, что случилось с Фрунзенским радиусом (от «Международной» до «Южной») и станцией «Спортивная-2». В обоих случаях «Метрострой» по просьбе Смольного начинал стройку еще до проведения конкурса и заключения контракта. Следует отметить, что такая практика является привычной для Петербурга, поскольку, как считается, она никому не вредит и в то же время позволяет не приостанавливать развитие метро. Так, из-за задержки экспертизы проекта Фрунзенского радиуса «Метрострой» строил станции без контракта с февраля по декабрь 2013 года на кредиты общей суммой 3,7 млрд рублей. Правительству даже пришлось заключить с ним как с единственным поставщиком краткосрочный контракт на эту сумму. Весной, как ожидается, будет проведен полноценный конкурс.
Если события на стройке Невско-Василеостровской линии будут развиваться таким же образом, то приход в Петербург сторонних компаний может оказаться некстати. Во всяком случае, едва ли он сократит сроки строительства. А в пользу их сохранения у Смольного весьма серьезный аргумент — чемпионат мира по футболу 2018 года. К нему и должны открыть «Новокрестовскую» с «Улицей Савушкина».
Александр Аликин,
«Фонтанка.ру»