Судья Василеостровского районного суда Виктория Волкова прекратила уголовное преследование бывшего генерального директора ООО «Жилкомсервис № 2 Василеостровского района» Виктора Чалова по уникальной для российского правосудия причине – в связи с деятельным раскаянием. Чалов полностью признал свою вину в рамках уголовного дела, где Следственный отдел СК РФ по Василеостровскому району Петербурга обвинял его по семи эпизодам преступной деятельности по статье 201 УК РФ («Злоупотребление полномочиями»). В связи с этим данное уголовное дело рассматривалось в особом порядке, без допроса свидетелей. Но даже при таком развитии событий его финал выглядит неожиданным.
Прекращение уголовного преследования человека в связи с деятельным раскаянием предусмотрено статьей 28 Уголовно-процессуального кодекса. Это может происходить только с согласия всех участников процесса – и прокурора, и подсудимого. Более того, такое возможно лишь в том случае, если лицо совершило преступление небольшой или средней тяжести и «если после совершения преступления добровольно явилось с повинной, способствовало раскрытию и расследованию преступления, возместило причиненный ущерб или иным образом загладило вред, причиненный в результате преступления, и вследствие деятельного раскаяния перестало быть общественно опасным». Таковы требования части 1 статьи 75 Уголовного кодекса, на которые ссылается 28-я статья УПК. Впрочем, законы предусматривают и иные причины для проявления судом такой гуманности.
В любом случае, применение 28-й статьи УПК РФ – штука для России крайне редкая. В Петербурге о таком вообще никто не слышал. Тем более, что следствие в этом деле существенно вышло за рамки первичных претензий к бывшему генеральному директору жилкомсервиса, среди обслуживаемых домов которого имеется дом, где одна из квартир принадлежит Владимиру Путину. В обвинении речь шла не только о незаконных, по мнению следствия, займах банкротящегося предприятия, но и о ряде других финансовых махинаций. Всего Виктору Чалову инкриминировалось 7 эпизодов преступной деятельности по части 1 статьи 201 УК РФ («Злоупотребление полномочиями»). Более того, в ходе предварительного следствия Следственный отдел по Василеостровскому району СК РФ по Санкт-Петербургу объявлял его в розыск в связи с неявкой на допросы.