Несмотря на то, что Финляндия - одна из немногих стран Еврозоны со стабильным кредитным рейтингом "ААА" (по данным агентств Standard & Poor's и Moody's & Fitch), экономика республики переживает не лучшие времена, теряя рабочие места и накапливая долги, говорится в репортаже информационного агентства Bloomberg.
В интервью агентству министр финансов страны Ютта Урпилайнен (Jutta Urpilainen) сказала, что перед экономикой ее страны стоят
"исторические" вызовы. Она хотела бы пообещать скорое окончание
кризиса ЕС, полную перестройку финской промышленности и остановку роста долгов правительства. "К сожалению, я не могу", - добавила министр.
Bloomberg также ссылается на недавнее нелестное высказывание
нобелевского лауреата по экономике Пола Кругмана (Paul Krugman) о том, что "мелочная" политика экономии правительства Юрки Катайнена (Jyrki Katainen) подорвала спрос, будучи не в состоянии снизить долговую нагрузку страны. Речь уже идет о том, что коалиция из шести партий под руководством премьер-министра Катайнена может нарушить регламент Европейского союза о том, государственные заимствования не должны превышать 60% от ВВП.
Политика экономии бюджета совпала и с проблемами в промышленности, где, во-первых, компания Nokia была продана Microsoft, а, во-вторых, существенные изменения претерпела лесная промышленность - еще один поставщик рабочих мест. Две крупнейшие компании отрасли Stora Enso Oyj и UPM-Kymmene Oyj вынуждены были сократить места, чтобы выжить. В этом отношении Bloomberg цитирует недавнее интервью финского премьер-министра радио YLE, где тот заявил, что рецессия, затрагивая какую-нибудь одну отрасль промышленности в Суоми, оказывает огромное
влияние на всю страну. Именно растущую безработицу Bloomberg называет одним из основных вызовов Финляндии. По данным статистического центра республики на ноябрь, безработица выросла до 7,9% с 7,4% в октябре, что, однако, является довольно низким показателем на фоне многих других стран ЕС. При этом информагентство приводит слова Бьёрна Вахлроосa (Bjoern
Wahlroos), председателя банка Nordea Bank AB, о том, что затраты на
рабочую силу в Суоми сильнее всего выросли именно в Еврозоне в эпоху единой валюты, поэтому финский труд очень сложно экспортировать. С этим не напрямую согласна и Ютта Урпилайнен, которая заявила в своем интервью, что глобализация и разделение труда оказали свое влияние на экономику страны, и это вызов для всего рынка рабочей силы Финляндии.
В целом Bloomberg утверждает, что финская экономика находится позади соседей по Северной Европе - Швеции и Норвегии, а по некоторым показателям и вполне может сравниться с южными странами. Однако, как прокомментировал ситуацию министр финансов Голландии Йерун Дейсселблум (Jeroen Dijsselbloem) в интервью Bloomberg Television в Гонконге, его страна, так же, как и Финляндия, в свое время выбрала путь экономии, а не стимулирования, что во многом истощило казну. По его мнению, в
Еврозоне сейчас воля сотрудничеству сильнее, чем когда-либо, потому что разделение Север-Юг просто перестает существовать.
Но, несмотря на нерадужные оценки экономистов, Финляндия продолжит свой путь экономии, цитирует Bloomberg премьер-министра страны Юрки Катайнена. Это, возможно, повлечет за собой повышение налогов в марте и спад в ближайшей перспективе.
В будущем, пишет Bloomberg, финским парламентариям, вероятно, придется пересмотреть свою приверженность политике государства всеобщего благосостояния из-за сложившейся экономической ситуации. Министр Ютта Урпилайнен заявила, что это одна из задач Финляндии - выяснить, в какой степени социальное государство может существовать в будущем.