Ограничение электронных платежей, которое хочет ввести Госдума, может быть связано с желанием власти если уж не искоренить кражу денег, то хотя бы воспрепятствовать их выводу за границу, говорят эксперты. Борьба с «финансированием терроризма», под знаменем которой депутаты 15 января внесли поправки, здесь, конечно, ни при чем. Держатели интернет-кошельков ничего не заметят, если покажут в офисе платежной системы паспорт и не будут переводить миллионы на счета иностранных банков.
Что изменится
В среду, 15 января, группа депутатов внесла в Госдуму поправки в Закон «О национальной платежной системе», ограничивающие движение денег по электронным кошелькам. В частности, предлагается снизить сумму одного перевода с анонимного кошелька с 15 тыс. до 1 тыс. рублей в сутки, а также с 40 тыс. до 15 тыс. рублей в месяц. Сумму, которую можно хранить на таком кошельке, депутаты хотят уменьшить с 15 тыс. до 5 тыс. рублей.
Этих ограничений можно будет избежать, если привязать кошелек к паспортным данным. В ряде случаев для этого придется съездить в офис. Некоторые платежные системы, как, например, Webmoney, позволяют сделать это по электронной почте — при отправлении в компанию копий основных страниц паспорта.
Предлагается также запретить переводы за границу России, если у российской платежной системы отсутствует полная информация об отправителе и получателе. Операторы платежных систем должны будут в течение полугода хранить информацию обо всех действиях своих пользователей и по запросу предоставлять их правоохранительным органам.
Какова цель
Авторы поправок — депутаты партий «Единая Россия» Ирина Яровая, Надежда Шайденко, Шамсаил Саралиев — бывший министр Чечни по внешним связям, национальной политике, печати и информации, а также депутаты ЛДПР Андрей Луговой, Игорь Лебедев (сын Владимира Жириновского), депутат «Справедливой России» Леонид Левин, депутат КПРФ Олег Денисенко.
Целью поправок является «противодействие финансирования терроризма и легализации (отмыванию) отходов, полученных преступным путем». Некоторые авторы поправок уже высказались в СМИ. В частности, Леонид Левин заявил, что инициатива исходит от правоохранительных органов. Поддержал депутатские планы глава Минкомсвязи Николай Никифоров, посчитавший, что в вопрос финансирования террористов через интернет-платежи «назрела необходимость внести ясность».
Пообщаться с авторами поправок «Фонтанке» не удалось. Вряд ли кто-нибудь из них сможет вспомнить, когда российские правоохранительные органы объявляли о том, что какой-либо из терактов финансировался конкретным лицом. Скорее всего, таких случаев не было. Неясным остается вопрос и о том, как информация о платежах может быть полезна правоохранительным органам, если та часть сведений, которые они получают в настоящее время, для них совершенно бесполезна (см. ниже).
Реакция платежных систем
Законодательные предложения напрямую коснутся операторов платежных систем. Компания «Яндекс», которой принадлежит платежная система «Яндекс-деньги», сообщила «Фонтанке», что проект документа содержит только общие нормы, а конкретные требования к информации, которую необходимо будет хранить полгода, появятся в отдельном постановлении правительства.
«В проекте закона предлагают сохранять в течение 6 месяцев данные практически о любой активности пользователя, разве что сервисы о погоде или программы телепередач не подпадают под новые правила. Сейчас «Яндекс» хранит только ту информацию, которая необходима для нормальной работы сервисов, в основном это неперсонализированная обобщенная статистика. Удаленный пользователями контент мы не храним. Если появится обязательство сохранять логи пользователей, это технически возможно, но может потребовать дополнительной разработки от владельцев сервисов и сайтов», — сообщили в «Яндексе».
Представители платежной системы Qiwi комментируют предложения депутатов более осторожно. «Текущая редакция законопроекта является только первоначальной, и далее каждый пункт будет анализироваться и проверяться на соответствие нормам существующей российской и международной практики. Более того, учитывая позитивную тенденцию последнего времени — вовлечение в процесс законотворчества бизнес-сообщества, — надеемся, что законопроект после доработки станет максимально эффективным. Со своей стороны мы готовы принять активное участие в рабочей группе», — сообщили в Qiwi.
В компании отметили, что всегда поддерживают законодательные предложения, которые касаются противодействия терроризму и прозрачности денежных переводов. Главное, чтобы эти меры не замедлили экономическое развитие отраслей и государства, отмечают в фирме.
Компания Webmoney пока не прокомментировала законопроект.
Правоохранителям все равно
Довод соавтора предложений Леонида Левина о том, что инициатива поправок исходит от правоохранительных органов, разрушается при одном звонке в правоохранительные органы. Как выяснилось, на самом деле им эти изменения не нужны. Не говоря уже о том, что механизм информирования об электронных платежах уже существует, однако пользы органам правопорядка не приносит.
МВД и налоговые структуры регулярно получают от Росфинмониторинга данные о переводах суммой более 1 млн рублей. В 2013 году, по информации «Фонтанки», более тысячи таких уведомлений получило управление экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти. Считается, что эти сведения якобы могут помочь оперативникам вскрыть правонарушения.
В действительности уведомления списываются в архив, так как правоохранителей в изучении экономических преступлений, как правило, интересует либо ответ на конкретный вопрос (и с этим у них проблем обычно не возникает), либо информация, из которой следует, что имеет место некое преступление.
Для примера столь же эффективных ограничений - помимо информирования правоохранителей стоит напомнить о том, что еще с советских времен действует норма, согласно которой покупатель золота должен предъявить паспорт. В России около 20 тыс. ювелирных магазинов, в Петербурге — около 500. Ни в одном из них паспорт не спрашивают, а в отчетности о проданном драгметалле предприниматели указывают либо «паспорта при себе не было», либо «отказался предъявить».
Об этом знают и в Росфинмониторинге, и в Минфине, которые дважды в год — 1 января и 1 июня — подводят статистику остатков золота в России. В нее попадает не только золото Центробанка, которое находится в подземных хранилищах Москвы, Петербурга и Екатеринбурга, но и золото, продаваемое на рынке, — оно тоже считается частью достояния страны.
Что происходит
Предложения депутатов можно рассматривать в контексте денежной политики России, которая сложилась в последние годы. Если у властей, возможно, нет желания побороть кражу денег, то есть искреннее намерение хотя бы запретить их вывод за границу (и это проще). Поэтому, по мнению некоторых экспертов, сведения о тех гражданах, которые перечисляют большие суммы в иностранные банки, могут послужить поводом для неприятного разговора. Для экономики выгоднее, чтобы деньги оставались в России, даже если они получены не самым честным путем.
Проблему вывода денег за границу Владимир Путин поднимал еще в сентябре 1999 года, когда, будучи премьер-министром, встречался с бывшим тогда президентом США Биллом Клинтоном. Тогда будущий руководитель России уверенно говорил о необходимости бороться с отмыванием денег из России в зарубежных банках. Сообщалось и о том, что правоохранители России и США объединятся с целью воспрепятствовать этому явлению.
Спустя 14 лет проблему не решили. О ней снова заговорил Владимир Путин — в послании Федеральному собранию в декабре 2013 года, но на этот раз в контексте деофшоризации экономики. В 2012 году через офшоры и полуофшоры прошли российские товары общей стоимостью $111 млрд, что составляет пятую часть экспорта страны. «Половина из 50 миллиардов долларов российских инвестиций в другие страны также пришлась на офшоры», — заявлял он. По данным Центробанка, в трех кварталах 2013 года чистый отток капитала из России составил $48,2 млрд (итоги года еще не подведены, но прогноз был на уровне $62 млрд).
В ушедшем году глава Центробанка Эльвира Набиуллина ясно продемонстрировала и политику в области «сомнительных» денежных операций — одна из проблем, на решение которой направлены депутатские поправки. История с закрытием Мастер-банка это ясно показывает.
На фоне этих обстоятельств планы по ограничению электронных платежей выглядят вполне логичными. И борьба с террористами здесь ни при чем.
Александр Аликин,
«Фонтанка.ру»