Попытка законодателей поддержать отечественных автопроизводителей, в том числе сборщиков иномарок, потерпела фиаско. В течение 15 месяцев заводы были освобождены от уплаты утилизационного сбора, но теперь вместо льготы они вынуждены будут содержать сеть пунктов приема вышедших из строя автомобилей. Причиной всех бед чиновники называют правила ВТО. В то же время добросовестных автовладельцев изменения затронуть не должны.
Вступивший в силу с 1 сентября 2012 года закон предусматривал, что автозавод вправе не уплачивать утилизационный сбор, взяв на себя обязательство принять выпущенный им автомобиль после прихода его в негодность и обеспечив безопасную утилизацию. Для получения «белого билета» (включения в реестр освобожденных от уплаты сбора компаний) производитель обязан был также открыть пункты приема «автохлама» в каждом субъекте страны и в крупнейших городах (с населением более 500 тысяч человек).
Всего Минпромторг включил в реестр 445 предприятий. Среди них почти полсотни – Северной столицы и Ленинградской области. Получили «белый билет» и все петербургские сборщики иномарок: «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус», «Форд Мотор Компании», «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус», «Джи Эм Авто» (GM), «Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия» и другие. В регионах быстро появились утилизационные пункты, в том числе мультибрендовые. Например, имеющее более 260 филиалов ООО «Ведущая утилизирующая компания» заключило договор со 130 производителями.
Аванс на похороны
Такая система была выгодна всем: производитель снижал издержки и мог уменьшить цену, покупатель экономил при приобретении нового автомобиля. А государство, частично теряя доходы, получало «алиби» от обвинений в нецелесообразности взимания утилизационного сбора, неэффективном использовании полученных средств и так далее. Дополнительный козырь – поддержка отечественного и квазиотечественного (сборщика иномарок) производителя.
Но именно эта поддержка сыграла со льготной системой злую шутку. После вступления России в ВТО зарубежные компании поставили вопрос о предоставлении местным заводам не предусмотренных правилами торговой организации преимуществ. Ведь импортеры не могли получить «белый билет» и вынуждены были фактически авансом уплачивать сбор в полном размере (помимо таможенных пошлин и иных тарифных ограничений). В итоге правительство нашей страны вынуждено было согласиться с обоснованностью таких претензий и уравнять всех производителей и импортеров – с 1 января 2014 года утилизационный сбор должен уплачиваться со всех выпускаемых в России и ввозимых на территорию Таможенного союза транспортных средств.
Недорогое удовольствие
В общей стоимости новых автомобилей сбор составляет единицы процентов. Например, за легковой автомобиль с рабочим объемом двигателя до 1 литра нужно заплатить 17,2 тысячи рублей, от 1 до 2 литров – 26,8 тысячи, от 2 до 3 литров – 51,2 тысячи и так далее.
Поэтому участники рынка полагают, что изменения в правилах уплаты утилизационного сбора не окажут большого влияния на стоимость автомобилей. «Все зависит от решения сбытовых сетей производителей, их договоренностей со сборочными предприятиями, а также с дилерами, – поясняет Алексей Терещенко, директор отделения стратегического развития холдинга «АтлантМ». – Другими словами, утилизационный сбор может быть компенсирован за счет снижения маржи завода, импортера или дилера. В этом случае конечный потребитель не заметит разницы. Но как поведет себя каждый дистрибьютор – сказать трудно. Мы уже знаем, что некоторые не повысят цены в рознице. Это оправдано, так как состояние рынка, который только в последние месяцы замедлил падение, ограничивает возможности повышения цен», – говорит Алексей Терещенко. Кроме того, он прогнозирует сезонное падение цен в первые месяцы наступившего года.
«Сейчас российские производители, как иностранные, так и отечественные, будут закладывать в стоимость утилизационный сбор, но это будет происходить с учетом конкуренции на рынке – все соразмерно», – убежден Сергей Удалов, исполнительный директор агентства «Автостат».
Ни один из опрошенных автозаводов не признался, что введение сбора отразилось на цене новых машин. «Мы не комментируем подобные вопросы, – заявили в пресс-службе ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус». – Отчасти они связаны с коммерческой информацией, отчасти с изменениями цен на будущие модели».
Деньги или совесть?
Дальнейшая судьба системы утилизации туманна. С одной стороны, компаниям выгодно поддерживать систему приемных пунктов, ибо ее ликвидация или иное нарушение взятых на себя обязательств может лишить автозавод «белого билета». А это, в свою очередь, влечет взыскание утилизационного сбора, не уплаченного за все выпущенные за последние три года транспортные средства.
Сами производители исключают такую ситуацию. «В настоящее время завод «Тойота» в Петербурге продолжает гарантировать утилизацию автомобилей, произведенных предприятием в период с сентября 2012-го по декабрь 2013 года», – пояснили журналисту в пресс-службе компании. Схожего мнения придерживается и начальник отдела связей с общественностью ООО «Хёндэ Мотор Мануфактуринг Рус» Мария Мальцева. «Владельцы автомобилей, выпущенных нашим заводом в период с сентября 2012 года по декабрь 2013 года, в случае необходимости его утилизировать смогут обратиться в пункты утилизации, с которыми у нас заключены договоры. Они продолжают действовать и теперь. Однако мы предполагаем, что к моменту наступления такой необходимости у владельцев будет также возможность направить автомобиль на переработку», – говорит она.
На заводах GM и Nissan не пожелали комментировать ситуацию. Равно как ни один производитель не пожелал рассказать о финансовых условиях сотрудничества с утилизационными службами и указать срок, в течение которого они «гарантируют» функционирование пунктов приема «автохлама». Ведь пока подавляющее большинство вышедших с конвейера за последние 15 месяцев транспортных средств успешно эксплуатируется, а потому отчисления должны быть минимальными. Но уже к 2017 году они могут увеличиться, но производители смогут без опаски отказываться от «белых билетов». Захотят ли заводы исполнять свои обязательства – остается загадкой.
Теоретически изменения законодательства и даже закрытие пунктов не должны отразиться на добросовестных автовладельцах – в паспортах (ПТС) их «четырехколесных друзей» проставлена отметка о том, что на момент выдачи документа производитель имел «белый билет», а потому автомобиль можно продавать и совершать иные сделки.