Если в первый год благополучного губернаторствования Георгия Полтавченко все ожидали, что он вот-вот освоится и начнет действовать, то во второй поняли, что действовать он начал еще в первом. Ибо, несмотря на свое безусловно искреннее православие, в политике явно исповедует принцип Лао Цзы: лучшая власть – та, о которой никто ничего не слышит.
Смольный не играет ни в какие игры с инвесторами, не раздает никому никаких преференций, не выступает ни с какими инициативами, могущими потревожить спокойное течение жизни. При этом он не сопротивляется никаким решениям, спускаемым сверху, даже если они и грозят потенциальным недовольством населения.
Так, Лахта-центр согласован и строится, на месте ВТБшной «Набережной Европы» будут хотя и не жилые кварталы, но и не парк, о котором мечтали продвинутые горожане, а придуманный Кремлем квартал для судей. Близкий к премьеру олигарх Захар Смушкин собирается строить свой город-спутник «Южный» с участием бюджетных денег. Компания, близкая влиятельному экс-вице-губернатору Юрию Молчанову, несмотря на нарушение закона, продолжает строительство на набережной Лейтенанта Шмидта. По собственной инициативе Смольный такие проекты не поддерживает.
Однако и не предпринимает особых усилий для того, чтобы предотвратить даже то, что теоретически предотвратить может.
Поэтому, если во времена Валентины Матвиенко в рейтингах наряду с бизнесменами федерального уровня были местные фавориты (глава банка «Санкт-Петербург» Александр Савельев, депутат Виталий Южилин и др.), сейчас такого понятия не существует в принципе. Влиятельными людьми эксперты называют высших чиновников Смольного, федеральных представителей власти и бизнеса, известных своей дружбой с Путиным (в крайнем случае – с Медведевым) и людей по должности (начальник ГУ МВД, прокурор, полпред и пр).
Отдельно стоят только деятели культуры, которые так велики, что не нуждаются в дружбе ни с каким Смольным (хотя и не брезгуют ею). Традиционно это Михаил Пиотровский и Валерий Гергиев. В этом году ими список фактически и ограничен. Обращает на себя внимание, что среди тех немногих участников рейтинга, кто не относится к вышеперечисленным группам, нет ни одного представителя эпохи Георгия Полтавченко – все они вышли из матвиенковской шинели. Что лишний раз подчеркивает и без того очевидный факт: Георгий Полтавченко не играет ни в какие сомнительные игры и старается как можно меньше вмешиваться в жизнь города.
В совместном проекте «Фонтанки» и журнала "Город 812" собраны основные итоги 2013 года в цифрах.
1. Георгий Полтавченко демонстрирует непривычный для города стиль управления, при котором вмешательство властей в жизнь подведомственной территории сведено к минимуму. Но, несмотря на это, губернатор, безусловно, является ключевой фигурой в городе.
2. Вице-губернатор Игорь Дивинский возглавляет администрацию губернатора, является ближайшим к Георгию Полтавченко человеком по должности и одним из самых близких товарищей по жизни. Вместе они возглавляли Русское афонское общество (сейчас губернатор числится его руководителем, а Игорь Дивинский ушел с поста исполнительного директора).
3. Вице-губернатор Василий Кичеджи, так же как и Игорь Дивинский, считается личным другом Георгия Полтавченко. Но если Дивинский контролирует весь бюрократический аппарат, то Кичеджи занимается лишь своим сектором – культурой, СМИ, образованием, немножко «Единой Россией» и еще разными мелочами.
4. Банкир Юрий Ковальчук – член кооператива «Озеро» и особа, приближенная к президенту. Согласно популярной в последнее время версии, после успеха в Ленинградской области (считается, что нынешний областной губернатор Александр Дрозденко занял свой пост во многом благодаря Ковальчуку) он хочет повторить такую же операцию и в Петербурге.
5. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, и так человек влиятельный, в минувшем году как минимум дважды становился триумфатором. Не отдал в Москву своих импрессионистов, а серебряную раку Александра Невского в одноименную лавру.
6. Алексей Миллер сместился со второго место на шестое, поскольку в минувшем году Петербургом интересовался гораздо меньше, чем раньше. А так его дела по-прежнему блестящи: башня в Лахте согласована и строится, «Зенит» со скандалами, но играет в Лиге чемпионов.
7. Захар Смушкин сумел пролоббировать свой девелоперский проект – город-спутник «Южный», на который обещано бюджетное финансирование (предварительная сумма – 30 миллиардов рублей). Это уже само по себе достижение, а в нынешние времена, когда Смольный не только никому денег не дает, но и требует, чтобы строители дарили детские сады городу, – и вовсе подвиг.
8. Нефтяной олигарх Геннадий Тимченко запомнился в 2013 году экспертам в первую очередь тем, что нового вице-губернатора по ЖКХ Владимира Лавленцева называют его человеком.
9. Вице-губернатор по финансам Сергей Вязалов считается не только человеком Кудрина (что уже не так модно), но и обладателем широких связей в Москве. Все эксперты отмечают, что он едва ли не единственный член правительства, готовый отстаивать свою точку зрения перед губернатором. Что тем более важно, если учесть, что это – точка зрения на распределение денег. Вместе с тем регулярные слухи о возможности отставки Вязалова снижают его позиции в рейтинге.
10. Начальник ГУ МВД Сергей Умнов – главный петербургский силовик. Он не так часто появляется в новостях, как его предшественники, – но так и время теперь не такое, как прежде.
11. Строительный вице-губернатор Марат Оганесян, назначенный в прошлом году, демонстрирует необыкновенную для сотрудников нынешнего Смольного активность. Неизвестно, удастся ли ему победить главный петербургский долгострой – стадион на Крестовском, – но строить и дарить городу детские сады со школами он застройщиков уже заставил.
12. Бизнесмены братья Аркадий и Борис Ротенберги начали осваивать петербургский рынок государственных подрядов на инженерные коммуникации и дороги. Пока их участие не так велико, но эксперты ожидают, что это только начало.
13. Прокуратура Петербурга не расследует больше никаких преступлений, но в ее полномочиях остался надзор. Как за соблюдением законодательства, так и за самим законодательством. Поэтому прокурор города Сергей Литвиненко всеми называется важной фигурой.
14. Худрук Мариинки Валерий Гергиев достроил наконец свою вторую сцену. Но потерпел публичную неудачу, пытаясь объединить под собой Вагановку, консерваторию и Институт искусств. Неудаче предшествовал публичный скандал, причем общественное мнение было настроено не в пользу дирижера.
15. Любовь Совершаева считается правой рукой банкира Юрия Ковальчука (см. п. 4). Поскольку сам он для простых и не очень простых людей недоступен, все, кто хотят что-то сказать банкиру, идут к Совершаевой. И от нее же выслушивают ответы. В минувшем году она перешла на работу из структур банка «Россия» в полпредство на должность замполпреда
по внутренней политике.
16. Спикер ЗакСа Вячеслав Макаров провел год в трудах по укреплению своего влияния. Главным образом он укреплялся в ЗакСе, расставляя там своих людей. А кроме того – в Петроградском районе, который считает собственной вотчиной и в администрацию которого отправляет работать своих родственников.
17. Ректор СПбГУ Николай Кропачев не фигурировал в минувшем году ни в одной сенсационной новости, но делал много мелких важных дел: встречался с президентом и премьером, назначил Пиотровского ректором восточного факультета, проводил структурные преобразования внутри своего вуза.
18. Имя начальника Управления делами президента Владимира Кожина упоминается в Петербурге только по каким-нибудь судьбоносным поводам. В 2013 году он занимался строительством Судебного квартала на отнятой у ВТБ набережной Невы.
19. Вице-губернатор по ЖКХ Владимир Лавленцев – человек энергичный и со связями (см. п. 8). Однако в борьбе с собственным подчиненным, главой Жилищного комитета и старым знакомым губернатора Валерием Шияном, победить никак не может.
20. Полпред Владимир Булавин по должности обладает широкими полномочиями, в частности – некоторым влиянием на силовиков, но по установившейся задолго до него традиции в петербургские дела старается не вмешиваться.
21. ВТБ, руководимый Андреем Костиным, объявил, что прекращает свой девелоперский бизнес в Петербурге (хотя ключевые проекты – «Пулково» и "Невскую ратушу" – он все-таки достроил). Это формализует окончание особых отношений между банком и городской администрацией, которые де-факто окончились с уходом Валентины Матвиенко.
22. Бизнесмены братья Борис и Михаил Зингаревичи реконструируют здания на Марсовом поле и Конюшенной площади. И именно на этой территории Смольный собирается за бюджетный счет облагораживать исторический центр.
23. Глава «Водоканала» Феликс Кармазинов в минувшем году достроил продолжение Главного канализационного коллектора, который торжественно открыл с участием не только нынешнего, но и предыдущего губернаторов. Показав тем самым, что его пока рано списывать со счетов.
24. Министр культуры Владимир Мединский явно любит Петербург. Он следит за его культурной жизнью, регулярно в нее вмешивается и даже приезжает бегать с олимпийским факелом по улицам нашего города. Некоторые считают, что Мединский и вовсе планирует перебраться на берега Невы со своим министерством.
25. Главным достижением олигарха Олега Дерипаски в Петербурге эксперты назвали сохранение его компанией «Трансстрой» подряда на строительство стадиона после очередного конкурса на 12 миллиардов рублей. Который она выиграла без особого труда.
26. Глава Балтийской медиа-группы Олег Руднов ничего не получил, но и ничего не потерял, сохранив за собой все свои медийные ресурсы.
27. Дмитрий Михальченко имеет разветвленный бизнес – в частности, считается, что ему принадлежит Единый центр документов и торговые площади на петербургских вокзалах. В 2013 году Михальченко чаще всего вспоминали в контексте активного строительства порта в Бронке.
28. Вице-губернатор Олег Марков имеет не очень понятные наблюдателям полномочия, но зато, как говорят, близок к Георгию Полтавченко и Игорю Дивинскому, а может, и к самому Владимиру Путину. В 2013 году отвечал за подготовку к G20.
29. Виталий Милонов весь 2013 год преумножал свою скандальную славу и начал уже превращаться в политика федерального масштаба.
30. Вице-премьер Дмитрий Козак в 2013 году в Петербурге не светился, зато здесь живет его призрак. Все помнят, как он (настоящий Козак) чуть не стал губернатором после Валентины Матвиенко, и ждут, что, проведя Олимпиаду, захочет доделать недоделанное.