Авиакомпании по-разному отреагировали на телеграмму Росавиации с требованием отстранить пилотов, подлинность чьих документов о подготовке вызвала сомнение. Одним из лидеров по количеству «сомнительных» пилотов оказалась авиакомпания «Россия». Однако оказалось, что не все попавшие в список являются пилотами.
Как волны по воде от брошенного камня, стали расходиться результаты проверки подготовки пилотов в авиационном учебном центре «Крылья Невы». Росавиация составила и разослала в авиакомпании список из 70 фамилий тех пилотов, которые, по мнению следователей, могли незаконно получить документы об обучении. В перечень попали пилоты нескольких авиакомпаний, в том числе таких крупных, как «Россия», «Аэрофлот» и «ЮТэйр».
Один из лидеров списка – авиакомпания «Россия». По мнению Росавиации, там летает 8 «фальшивых» пилотов. Впрочем, в самой компании пояснили, что чиновники приписали авиаперевозчику несколько лишних персон: лишь четыре пилота, а не восемь, являются действующими. На время проведения проверки они отправлены в отпуск.
Остальные четверо либо уже не работают в авиакомпании, либо не имеют отношения к пассажирским авиаперевозкам. Например, один из них хоть и обучался в «Крыльях Невы», но трудится в наземной службе.
Также четыре пилота оказалось в авиакомпании «ЮТэйр». Впрочем, и здесь не обошлось без погрешностей. Как сообщили «Фонтанке» в пресс-службе авиаперевозчика, Росавиация приписала им одного из пилотов дочернего предприятия «ЮТэйр Экспресс». Что касается оставшихся, то один из них летает на вертолёте и пришёл в авиакомпанию ещё в 2000 году. В итоге лишь двое пилотов совершают регулярные рейсы на пассажирских самолётах.
«Касательно этих пилотов к нам поступил запрос из отделения Росавиации в Тюмени. Пилоты проходили обучение в «Крыльях Невы» в разное время. Их свидетельства были выданы высшей квалификационной комиссией Росавиации. «ЮТэйр» отправил запрос о легитимности свидетельств в эту комиссию. Все пилоты продолжают работать, как раньше, мы никого не отстраняли», - сообщили «Фонтанке» в пресс-службе «ЮТэйр».
Ещё двое выпускников «Крыльев Невы» с фальшивыми документами, по мнению чиновников Росавиации, могли получить работу в «Аэрофлоте». Однако там «Фонтанку» заверили, что сейчас они не летают в авиакомпании. «Один у нас не работает. Второй после окончания с отличием Челябинского высшего военного авиационного института штурманов прошел полный курс подготовки Бугурусланского летного училища и получил свидетельство пилота коммерческой авиации. Принят на работу в 2013 году, но к выполнению полетов еще не приступал, т.к. все еще находится в учебном отряде департамента производства полетов», - пояснили в пресс-службе в «Аэрофлота».
Удивителен тот факт, что массовые проверки документов о подготовке пилотов начались лишь после казанской трагедии, произошедшей 17 ноября 2013 года. А ведь «тревожные звонки» поступали и раньше. Достаточно вспомнить историю десятилетней давности, когда Ил-62 московской авиакомпании «Третьяково» выкатился за пределы ВПП во время посадки в Бишкеке. Тогда следователи выяснили, что самолётом управлял генеральный директор авиакомпании Харис Сафиулин.
Согласно документам, его общий налёт составлял 8400 часов. Однако из них на самолёте он налетал лишь 740 часов, а остальное - в качестве бортмеханика вертолёта Ми-8. Впервые он сел за штурвал самолёта в 2000 году. Обычно для того, чтобы переучившийся бортмеханик прошёл путь до командира воздушного судна 1-го класса, требуется от 10 лет. Несмотря на это, на руках у него было свидетельство линейного пилота гражданской авиации первого класса. Представители авиационно-учебного центра Калужского училища, которое закончил Сафиулин, пояснили тогда, что он учился там заочно один год. И получил квалификацию "пилот третьего класса", при которой мог быть разве что вторым пилотом на Ан-2.
Тогда же, в 2003-м, эксперты предупреждали, что в гражданской авиации России «каждый двадцатый» пилот летает на тех типах воздушных судов, на которые не имеет допуска. Контраргументом звучат слова представителей крупных авиакомпаний, в составе которых есть собственные центры по переобучению и подготовке пилотов. После приёма на работу такие авиакомпании отправляют лётный состав на тестирование, где они должны подтвердить свои навыки. Кроме того, каждые полгода проходят различные тесты и проверки.
Точно такой же отбор и проверки должны проходить пилоты и небольших авиакомпаний. Однако, как показывает авиакатастрофа в Казани, из-за большого дефицита лётного состава руководители готовы закрыть на это глаза.
Андрей Меньшенин, "Фонтанка.ру"