Петербуржцы жалуются на то, что по-прежнему дороги и тротуары покрыты лужами, хотя уже более недели стоит морозная погода. В комитете по благоустройству объясняют это «человеческим фактором»: рядовые сотрудники специализированных предприятий иногда используют больше соли, чем нужно. «Фонтанка» вгляделась в эту смесь грязи, воды и противогололедных материалов.
Постепенное похолодание началось в Петербурге 12 января, а последние дни столбик термометра стабильно показывает температуру от –5 до –10 °C. Однако петербуржцы, вопреки обыкновению, жалуются «Фонтанке» не на гололед или неубранный снег, а наоборот – на лужи, которые лежат на дорогах и тротуарах. «Гулял в воскресенье между "Техноложкой" и "Пушкинской", на всех прилегающих улицах – Бронницкой, Клинском проспекте – мокро», – пишет в редакцию читатель Александр. «На улице минус 10 и кругом лужи. Никакого тебе бодрящего поскрипывания под ногами», – вторит ему в Твиттере пользователь @toogeza. Есть жалобы на аналогичные проблемы в Кировском районе (Ленинский проспект и проспект Стачек), Фрунзенском (проспект Славы).
За уборку дороги и тротуаров отвечают государственные специализированные предприятия, которые подчинены комитету по благоустройству (ГУДСП). Как говорят в ведомстве, этой зимой регламент уборки остался таким же, как и в прошлом году. При понижении температуры с плюсовой на минусовую улицы превентивно обрабатывают соляным раствором для предотвращения образования гололеда. Чиновники отмечают, что в растворе используется только соль, без добавления других материалов.
При морозе снег на дорогах топят с помощью песко-соляной смеси. Второстепенные магистрали на окраинах, а также дорожки в парках посыпают гранитной крошкой. Что касается тротуаров, то их, согласно регламенту, нужно прометать с помощью мини-тракторов, а образовавшуюся наледь посыпать композитным материалом «Бионорд» (смесь хлоридов кальция, калия и натрия). Однако последний, как говорят в комитете по благоустройству, применяется точечно.
На вопрос, почему многие улицы выглядят так, будто бы сейчас в Петербурге осень, чиновники отвечают, что, возможно, сказывается «человеческий фактор»: рядовые сотрудники могут сыпать больше соли или «Бионорда», чем нужно. «Руководителям предприятий дано указание строго следить за работой на местах и предотвращать чрезмерное использование противогололедных материалов», – отмечают в комитете. «Просим горожан со всеми нареканиями, связанными с уборкой дорог и тротуаров, обращаться в дежурную службу по телефону 314-60-13», – добавляют в ведомстве.
Впрочем, блогеры считают, что дело не только в невнимательности сотрудников ГУДСП: они предполагают, что, возможно, таким образом предприятия пытаются использовать запасы соли и других материалов, которые были закуплены на зиму, но не использовались в ноябре и декабре из-за теплой погоды. В Смольном говорят, что всего было заготовлено 120 тысяч тонн соли, 50 тысяч тонн песко-соляной смеси, 755 тонн «Бионорда» и 1930 тонн гранитной крошки, однако задачи использовать их все никто не ставил: неиспользованные материалы будут храниться до следующего года. Отметим, что одна тонна соли в среднем покупалась предприятиями за 2,5 – 2,9 тысячи рублей, «Бионорда» – за 17 тысяч. Для справки: зимой 2012/13 года было использовано 129 тонн соли, 90 тысяч тонн песко-соляной смеси, 700 тонн «Бионорда».
Возможно, дело в слишком сильных реагентах? Исходя из этого тезиса, около года назад Смольный запустил эксперимент по использованию в качестве противогололедного материала гранитной крошки, которая активно применяется в Финляндии. Однако затем выяснилось, что, согласно действующим федеральным нормативам, дороги нужно защищать от снега полностью, что исключает использование крошки: если на магистрали нет снежного покрова, то крошка только ускоряет движение. По этой причине ею посыпают только окраинные дороги.
Любопытно также, что на лужи жалуются и жители Москвы. «Так непривычно в двадцатиградусный мороз наблюдать под ногами лужи и слякоть», – пишет пользователь @mantoo_msk. При этом в столице действует несколько иной регламент уборки: там помимо соли используют хлорид кальция, формиат натрия (соль муравьиной кислоты). «Никакой реагент не предусматривает, чтобы при морозе образовывались лужи, – говорит ведущий научный сотрудник московского НИИ химических реактивов и особо чистых веществ Юрий Орлов. – Их задача – чтобы снег превратился в неуплотняемую массу, которую потом уберут с дороги. Если же образовались лужи, то речь идет о превышении нормы как минимум в четыре раза. Исполнителю всегда проще пересыпать, чем недосыпать и получить по голове за то, что он не убрал снег».
Андрей Захаров,
«Фонтанка.ру»