Комитет по печати подготовил долгожданный проект схемы размещения рекламных конструкций. Согласно ему, Смольный намерен снизить число баннеров, лайтбоксов и экранов с 14,5 тысяч до 10,3, а местоположение каждой конструкции теперь четко прописано, с указанием долготы и широты. В ближайшее время ведомство сможет объявить конкурсы на размещение рекламы. Принять участие в которых, однако, смогут далеко не все известные операторы - из-за наличия долгов перед комитетом.
Комитет по печати и взаимодействию со СМИ опубликовал проект схемы размещения рекламных конструкций в Петербурге, который игроки рынка давно ждут. Как уже рассказывала «Фонтанка», в 2013 году вступили в силу поправки в федеральный закон «О рекламе», в соответствии с которыми местные власти вправе проводить конкурсы на установку щитов, баннеров и экранов только после принятия этого программного документа. По состоянию на январь 2014 года большинство контрактов с операторами наружной рекламы уже истекли, однако объявлять аукционы комитет не может из-за отсутствия схемы.
Согласно документу, размещенному на сайте Смольного, комитет намерен снизить число рекламных конструкций с 14500 до 10350. Ни Невский, ни другие центральные улицы, естественно, полностью от рекламы не освободят, но размещать конструкции где угодно операторы теперь не смогут. В схеме прописано, где именно будет стоять афишная тумба или лайтпостер (прямоугольная конструкция с плакатами с двух сторон, подсвеченными изнутри), где можно разместить светодиодный экран или билборд. Сейчас схема проходит согласование в профильных ведомствах, таких, как КГА, комитет по благоустройству и жилищный комитет.
В ближайшее время в комитете надеются доработать и концепцию размещения рекламы, которая, вместе со схемой, должна стать основой для проведения конкурсов. Правда, как выяснила «Фонтанка», принять в них участие смогут далеко не все операторы, действующие сейчас на рынке. Причина – долги перед комитетом по печати. Дело в том, что, несмотря на истечение сроков действия договоров в 2013 году, компании не демонтировали свои конструкции. Часть игроков при этом продолжила платить деньги в бюджет за использование земельных участков, остановочных павильонов и столбов, а часть – нет.
В распоряжении нашего издания оказалась статистика о платежах рекламных организаций за период с 1 января 2012 года по 31 декабря 2013 года. Согласно ей, по состоянию на 1 января крупнейший оператор ЗАО «Руан» в период с 1 января 2012 года по 30 июня 2013 года должен был уплатить в бюджет 22,9 млн рублей за право установки конструкций по тем адресам, по которым уже истек договор. Но перечислено было только 9,7 млн (43%). Во втором полугодии 2013 года за фактическое пользование конструкциями, то есть без контрактов, было начислено 45,7 млн, оплачено – ноль. У «Волгобалт-Медиа» долг по фактическому пользованию составляет 8 млн. У «БВ-медиа» за второе полугодие 2013 года не внесено 19 млн рублей за фактическое пользование.
«Астра вижн», которая специализируется на обслуживании светодиодных экранов, задолжала около 4,1 млн за фактическое пользование городским имуществом. Еще одна компания, которая занимается размещением рекламы на экранах, – «Северная столица» – из 11,5 млн заплатила около 1,5 млн. Отметим, что по действующим договорам компания добросовестно перевела все деньги. Аналогичная ситуация наблюдается с крупнейшими операторами, размещающими рекламу на столбах: «Точка опоры» и «Вертикаль». Они задолжали Городскому центру размещения рекламы только за тот период, когда договоры перестали действовать: «Точка опоры» – около 2,5 млн, «Вертикаль» – 5 млн.
Другие крупные игроки, наоборот, исправно платили государственную пошлину. Так, «Оутдор Медиа Менеджмент» перевел во втором полугодии 183 млн (100%-ная оплата). Нет долгов и у «Клеар Чаннел Балтикс», которое специализируется на пластиковых тумбах (19 млн рублей за фактическое пользование), а также у ООО «Реклама-Центр» (перечислено около 70 млн). Как сообщили "Фонтанке" в компании ЗАО "Постер", за прошлый год ими было перечислено в бюджет города 222 миллиона рублей, что является стопроцентной оплатой.
В настоящее время в комитете по печати склоняются к варианту, при котором в конкурсную документацию на аренду рекламных конструкций будет включено требование об отсутствии долгов по предыдущим контрактам. В таком случае операторы, имеющие задолженность, не смогут принять в них участие. Впрочем, представители компаний говорят, что к тому моменту, как будут объявлены аукционы, задолженность может быть оплачена. Наконец, ничто не мешает создать «дочку», которая не будет нести ответственности по долгам и примет участие в тендере.
Кроме того, некоторые компании не согласны с размером платы, выставленным комитетом, и судятся с чиновниками в арбитражном суде. Так, компания «Талер», которая на 1 января имела долг свыше 20 млн рублей, подала около 30 исков к комитету. Как рассказали в компании, по заключенным контрактам плата за аренду высчитывалась с поправочным коэффициентом 0,7, так как 30% всех площадей были всегда заняты социальной рекламой. «По истечении договоров комитет перестал учитывать этот коэффициент, хотя социальная реклама по-прежнему размещается», – рассказали в «Талере», объясняя причину обращения в суды.
Всеволод Владимиров,
«Фонтанка.ру»