Организатора перевозок попутал бес

2724
ПоделитьсяПоделиться

Бывший директор структурного подразделения комитета Смольного Владимир Михайлов - второй в ряду высокопоставленных транспортников, которых судят за злоупотребление должностными полномочиями. Как и бывший первый зампред комитета по транспорту Игорь Маилов, он наверняка услышит мягкий приговор. Но дополнительный эпизод мошенничества в особо крупном размере обещает ему лишение свободы, пусть и условное. Защита просит о снисхождении, так как именно благодаря показаниям Михайлова ФСБ вышла на руководство комитета по транспорту.

Было что сказать

О внимании ФСБ к директору структурного подразделения комитета по транспорту Петербурга “Организатор перевозок” Владимиру Михайлову стало известно в июле 2012 года. Изначально его задержали по подозрению в мошенничестве. Михайлов наряду с подчиненными стал фигурантом так называемого “дела о валидаторах”. Как установило следствие, директор, признанный организатором преступления, разработал схему хищения бюджетных средств через нелегальные валидаторы. Две сотрудницы “Организатора перевозок”, Лидия Никулина и Наталья Щербакова, в кассе на Кронштадтской улице часть проездных продавали с чеком, а часть - без. Неучтенную выручку приносили Михайлову. Всего, судя по материалам дела, с августа 2010 года по апрель 2011-го в карманах членов преступной группы осели 11 млн 328 тыс. 325 рублей. Из них Владимир Анатольевич выдавал кассирам Никулиной и Щербаковой по дополнительному окладу 18 тыс. рублей в месяц, еще одной соучастнице, начальнику управления планирования и реализации проездных ГКУ “Организатор перевозок” Светлане Трушниковой - 40 тысяч. Женщины получили условные сроки с обещанием возместить ущерб.

Однако больший интерес к Владимиру Михайлову, помещенному в СИЗО-3 на Шпалерной улице, чекисты проявили через месяц после его задержания. В августе 2012 года директор ГКУ “Организатор перевозок” написал ходатайство о заключении соглашения о досудебном сотрудничестве со следствием. Ему было что сказать не столько в рамках дела о валидаторах, сколько о другом преступлении, к которому могут быть причастны должностные лица комитета по транспорту. Суть злоупотреблений заключалась в получении многомиллионных откатов при заключении государственных контрактов на поставку ручных и стационарных валидаторов и бесконтактных смарт-карт.

Михайлов дал показания против первого заместителя председателя ведомства Игоря Маилова и раскрыл схему злоупотреблений. Так ФСБ узнала, что при планировании и заключении контрактов на 2011 - 2012 годы руководство комитета по транспорту обеспечивало победу ограниченному кругу частных компаний. Бизнесмены платили по 8 процентов с каждого заключенного контракта. В материалы уголовного дела попали несколько договоров, заказчиком в которых выступал “Организатор перевозок”, а исполнителями - те самые фирмы. Общая сумма - почти 250 млн рублей.

Судя по показаниям Михайлова, он в течение десяти месяцев получил 1,8 млн рублей, а Игорю Маилову в его квартиру на улице Восстания и в рабочий кабинет принес 8 млн рублей. Первый зампред, как он сам признал, злоупотребил полномочиями на 3 млн, столько же якобы отдал тогдашнему председателю комитета Станиславу Попову, еще по миллиону - заместителям Олегу Матвееву (по-прежнему занимает пост. - Ред.)  и Андрею Лызину (нынешний глава “Пассажиравтотранса”. - Ред.). Игоря Маилова арестовали в феврале 2013 года, за Станиславом Поповым тоже приходили из ФСБ.

Черед Михайлова

В следственной службе УФСБ словоохотливости фигурантов были, надо полагать, рады. Михайлов сдал Маилова. Тот, в свою очередь, - коллег и начальника. С обоими заключили досудебное соглашение о сотрудничестве. Оба ходатайствовали о рассмотрении дел в особом порядке. На прошлой неделе “отстрелялся” Маилов. Московский районный суд Петербурга приговорил его к трехлетнему запрету занимать должности на государственной гражданской службе. О чем, судя по всему, Игорь Викторович не жалеет. Признался, что связывает будущее с частным бизнесом и уже нашел работу в двух частных компаниях, в том числе в крупнейшем перевозчике Петербурга “Третий парк”.

Сегодня настал черед Владимира Михайлова. Судья Кировского районного суда Екатерина Березовская проводила процесс в особом порядке, без судебного разбирательства и исследования доказательств, но с изучением личности подсудимого. Адвокат Кирилл Цыгир вызвал нескольких свидетелей. Их показания слегка диссонировали с обвинением, которое сам же Михайлов признал в полном объеме. Говорили о нем только хорошее.

Действующий сотрудник “Организатора перевозок” Николай Иванов пояснил, что знает подсудимого еще с 1980 года, когда они вели “активную комсомольскую жизнь”.

- Люди всегда вспоминают Владимира Анатольевича добрым словом, - сказал Иванов. - Он заботился о сотрудниках. Немного таких людей в городе, знающих транспорт. Это потеря для Петербурга.

- Вам известна суть обвинения Михайлова? - видимо, удивленный елейностью выступления свидетеля, спросил гособвинитель Дмитрий Плотников.

- Даже если Михайлов ошибся, подобное больше не повторится. Ему наука на всю жизнь. Это огромная психологическая нагрузка. Он постарел.

Кто куда укусил

Самые яркие штрихи на портрет нравственного страдальца набросал сокамерник подсудимого по СИЗО Владимир Шабун.

- Я отбывал наказание в следственном изоляторе ФСБ. Меня вызвали сотрудники оперативной части и сообщили, что подселяют такого-то человека. Попросили за ним присмотреть, потому что он был морально убитым. Ничего не ел, почти ничего не пил. Мы пробыли вместе три месяца. Играли в шахматы. Возможно, он повел себя не так, как принято в тех местах, но достойно. Писал начальнику следственной службы ФСБ о готовности сотрудничать. Насколько знаю, занимал деньги у знакомых, чтобы возместить ущерб.

Единодушие с фигурантом выразил даже представитель “Организатора перевозок”, признанного по делу потерпевшим. Начальник юридического управления ГКУ Ксения Габидулина сидела рядом с Владимиром Михайловым, внешне сочувствовала ему и слегка удивила судью Екатерину Березовскую заявлением: “Организатор перевозок” не будет заявлять гражданский иск в связи с готовностью бывшего шефа возместить ущерб.

Михайлов попросил суд снять арест с его личного счета, на котором лежат 12 млн рублей, чтобы перевести на счет “Организатора перевозок”. Деньги, по информации “Фонтанки”, семья фигуранта собрала отчасти продажей имущества, приобретенного на похищенные средства, отчасти — одолжила.

Прокурор Дмитрий Плотников перед прениями, в которых он готовился запросить наказание, уточнил у Михайлова:

- Про вас говорят столько положительного, вы ранее не судимы. Чем все же вызвано преступление?

Бывший директор встал, подумал.

- Как говорят в народе, бес попутал. Видимо, что-то сломалось и что-то пошло не так. Я поступил так, как не поступал никогда, - каялся Михайлов. - Поэтому в СИЗО меня ломало. Кто меня куда укусил?.. Не нахожу объяснения. Дел добрых много сделал, но этим все перечеркнул.

Диспут

В прениях нашлось место дискуссии между адвокатом и прокурором. Дмитрий Плотников отметил, что Михайлов выполнил условия досудебного соглашения, ранее не привлекался, серьезно болен.

- Как известно, за ошибки надо платить, - перешел к сути обвинитель. - Полагаю, совершенные преступления характеризуют подсудимого отрицательно, он нанес ущерб государству, совершил общественно опасные деяния, в том числе тяжкое преступление - мошенничество в особо крупном размере. Но достижение цели наказания возможно без изоляции от общества.

За мошенничество с валидаторами прокурор попросил Михайлову 5 лет условно, за злоупотребление в рамках заключенных госконтрактов - 2 года условно. По совокупности, путем частичного сложения - 6 лет условно с пятилетним испытательным сроком, в течение которого Михайлову нужно раз в месяц отмечаться в уголовно-исполнительной инспекции, без уведомления не менять работу. В приговоре Плотников попросил зачесть время содержания под стражей.

Видимо, защита не ожидала столь серьезных сроков. Адвокат Кирилл Цыгир напомнил суду, что именно Михайлов дал показания на Маилова, о преступной роли которого чекисты не знали. И попросил вовсе прекратить уголовное преследование по статье “злоупотребление должностными полномочиями”. Совершенное мошенничество Цыгир попросил считать преступлением средней тяжести, понизив его категорию.

Дмитрий Плотников в реплике возразил, что Михайлов добровольно в правоохранительные органы не обращался, а заговорил только после задержания.

“Подсудимый совершил преступление и должен понести соответствующее наказание”, - отрезал прокурор, настояв на озвученных ранее сроках.

Процесс отложили. Владимиру Михайлову дали десять дней на подготовку последнего слова, после чего судья удалится в совещательную комнату для вынесения приговора.

Александр Ермаков,
«Фонтанка.ру»


© Фонтанка.Ру

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close