Сейчас

-5˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

-5˚C

Пасмурно, Без осадков

Ощущается как -8

1 м/с, с-в

746мм

91%

Подробнее

Пробки

2/10

Мигрантам оставили меньше возможностей для легализации

584
ПоделитьсяПоделиться

Законодатели уже не первый год ломают голову над тем, чтобы вывести трудовую миграцию из тени — избавить от коррупции, подчинить четким и понятным правилам, чтобы о реальном количестве иностранных рабочих можно было узнать, заглянув в нормативные документы, а не из сообщений криминальной хроники. Однако, все более ужесточая миграционную политику, они добиваются, скорее, обратного эффекта: мигранты уходят из правового поля — там для них просто нет места.

Нелегалов станет больше

Начало 2014 года ознаменовалось вступлением в силу законодательных норм, регламентирующих рынок трудовой миграции в России. Чиновники запретили въезд в Россию на срок от четырех до шести месяцев почти полумиллиону работников из стран СНГ, которые были уличены в нарушении миграционного законодательства. Одновременно с этим срок пребывания мигрантов на территории России теперь составляет не более 90 дней за полгода, в то время как раньше гастарбайтеру нужно было раз в три месяца только съездить на родину и вернуться обратно хоть на следующий день.

Такие серьезные меры вкупе с ужесточением ответственности для работодателей, использующих труд незаконных мигрантов, должны нанести серьезный удар по нелегальной трудовой миграции в России. Легализоваться — гораздо выгодней и безопасней. Казалось бы, именно такой месседж диктуют гастарбайтерам новые правила. Логичным шагом в такой ситуации было бы расширение квоты на привлечение иностранных рабочих. Это бы позволило рынку постепенно «выйти из тени», приняв новые правила игры — в правовом поле.

Однако на деле ситуация обстоит иначе. Квота на привлечение мигрантов, несмотря на реальные потребности экономики, которые находят отражение в неофициальной статистике трудовой миграции в России, в несколько раз превышающей официальную, была повсеместно сокращена. В Петербурге, который долгое время лидировал по этому показателю, даже обгоняя Москву, квота снизилась на 12%. В других регионах ситуация схожая. Возросшая конкуренции за легальные рабочие места в некоторых регионах, как, например, в Кургане, даже спровоцировала волнения. Мигранты, не попавшие в сокращенную квоту, вышли протестовать к местному отделению УФМС вместе с женами и детьми.

Что будет с теми гастарбайтерами, которые лишились возможности легально работать на территории России, отчисляя налоги в государственную казну и выполняя российские законы, нетрудно себе представить. Часть из них уедет на родину ждать следующего года, но таких, как показывает практика, меньшинство. Остальные останутся и пополнят ряды нелегалов, но из-за возросших рисков они будут еще более бесправны, а значит, озлобленны и опасны.

Популистские решения

Ужесточение миграционного законодательства, которого после памятных событий в Пугачеве и подмосковном Бирюлеве так сильно требуют популисты, на деле оборачивается увеличением армии нелегалов, существование которой подпитывает коррупцию на всех уровнях исполнительной власти. Вот настоящий эффект от запретительных мер, о которых так часто любят говорить политиканы всех мастей. При этом реальный и успешный опыт по легализации трудовой миграции, который был накоплен УФМС по Санкт-Петербургу, остается невостребованным.

На составлявшейся в конце января ежегодной коллегии глава регионального УФМС Елена Дунаева озвучила цифры, характеризующие борьбу ведомства с нелегальной миграцией. По ее словам, за 2013 год из Петербурга обратно на родину были выдворены 5133 незаконных мигранта. 1674 из них покинули территорию России принудительно. Кроме того, по материалам, направленным сотрудниками миграционного ведомства в следственные органы, возбуждено 288 уголовных дел по статьям 322.1 (организация незаконной миграции), 322.2 (фиктивная регистрация по месту пребывания или по месту жительства), 327 (подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков) УК РФ.

Но борьба с нелегалами — это только часть работы. Главная заслуга петербургского УФМС — это построение прозрачной системы трудоустройства легальных иностранных рабочих на петербургские предприятия через открытый в 2010 году Единый миграционный центр (ЕМЦ), способный обслуживать до трех тысяч мигрантов ежедневно. Здесь мигранты получают разрешение на работу по профессиям, которые фигурируют в квоте, но не обязательно на предприятия, участвовавшие в квотной кампании. Таким образом, с одной стороны, удовлетворяется спрос на специалистов в дефицитных для рынка областях, а с другой — трудоустройство происходит у реального работодателя, испытывающего потребность в работнике прямо сейчас, а не у аутсорсинговой компании, забронировавшей под себя максимальное количество рабочих мест во время квотной кампании с целью оказания посреднических услуг настоящим работодателям. Как итог — значительное сокращение количества переоформленных разрешений на работу в Петербурге - с 81 306 в 2011 году до 27 737 в 2013-м.

На базе ЕМЦ мигранты проходят также медицинское обследование, оформляют полисы дополнительного медицинского страхования и сдают тест на знание русского языка. Вся процедура легализации занимает несколько дней. Иностранные рабочие, подтвердившие свой законный статус, профессиональные навыки, знание русского языка и отсутствие социально опасных заболеваний, не только вливаются в нормальные трудовые отношения на территории России, но и становятся частью российского общества, живущего по законам, а не вопреки им.

Не так давно опыт Петербурга по реализации миграционной политики, во многом превосходящий даже некоторые совсем свежие законодательные инициативы, считался образцовым и достойным распространения на другие регионы, в частности на Москву и Московскую область, где фиксируется наиболее высокий спрос на иностранную рабочую силу. Однако последние законодательные инициативы на федеральном уровне вместе с повсеместным сокращением квоты на привлечение легальных работников из стран ближнего зарубежья свидетельствуют о том, что миграционная политика в России резко поменяла курс. Последствия таких изменений могут оказаться противоположны тем, на которые рассчитывают их авторы. С учетом сохранения стабильно высокого спроса на труд иностранных рабочих, если рынок легальной трудовой миграции будет сокращаться, то рынок нелегальной — расти, подпитывая уличную преступность с одной стороны и коррупцию — с другой.

Евдокия Кулакова,
«Фонтанка.ру»

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close