Почти половина горожан относится негативно к идее транспортных чиновников установить в городских автобусах турникеты. Таковы данные соцопроса, специально заказанного Смольным. О нейтральном отношении заявили 11% петербуржцев, а одобрение высказали только 10%. По информации «Фонтанки», противники проекта есть и в администрации губернатора, поэтому с большой долей вероятности дело ограничится только краткосрочным экспериментом на трех автобусных маршрутах.
В начале января 2014 года «Фонтанка» рассказала о проекте комитета по транспорту по оборудованию автобусов «Пассажиравтотранса» турникетами, через которые в салон будут заходить пассажиры. Эта идея вызвала недовольство общественности, в частности – движения «Красивый Петербург». Впоследствии комитету даже пришлось оправдываться и в специальном пресс-релизе успокаивать горожан, обещая, что при оценке результатов эксперимента будет обязательно учтено мнение горожан.
Впрочем, реакция общества вызвала серьезную озабоченность в Смольном, и поэтому социологический центр «Мегаполис» Татьяны Протасенко провел для городской администрации специальный опрос, посвященный этому проекту. Его итоги оказались неутешительными для авторов идеи: резко отрицательно о турникетах высказались 47,8% петербуржцев. При этом из тех, кто постоянно пользуется автобусом, о негативном отношении заявили 60,3%. Постоянные пассажиры трамваев и троллейбусов более спокойны (56,3% и 58,6% соответственно). Возможно, это связано с тем, что эксперимент пока не коснется электрического транспорта.
Однако у этой идей нашлись и сторонники: положительно к планам комитета по транспорту пускать пассажиров только через переднюю дверь отнеслись 9,9% горожан, нейтрально – 11,1%. С безразличием к проекту по установке турникетов относятся 18,8% петербуржцев, а еще 12,3% и вовсе затруднились с ответом. По оценке исследователей, готовивших опрос, на текущий момент эксперимент имеет «очень низкие доли сторонников среди всех проанализированных групп пассажиров наземного транспорта».
По информации «Фонтанки», в администрации губернатора также много противников данной инициативы. Как рассказали нашему изданию несколько собеседников в Смольном, скорее всего, комитету по транспорту дадут провести эксперимент, после чего эту инициативу спустят на тормозах. В настоящее время установка турникетов еще даже не началась: ГУП «Пассажиравтотранс» только готовит письма, которые будут отправлены изготовителям автобусов с просьбой оценить техническую возможность монтажа заградительных барьеров.
Предполагается, что после получения положительного ответа турникеты будут установлены на 10 автобусах, работающих на маршруте № 5 («Пролетарская» – «Ладожская»), № 57 («Купчино» – «Волковская») и № 229 («Кировский завод» – железнодорожная станция Сергиево). Пока планируется, что это произойдет в марте.
Поставщиками оборудования будут московские фирмы «Солярус» и «Социальные системы», которые ранее оборудовали турникетами транспорт Москвы и Московской области. При этом бюджетных денег тратиться не будет – тестирование пройдет за счет вышеуказанных компаний. Добавим, что нынешний глава комитета по транспорту Александр Воробьев, пришедший в Смольный в августе 2013 года, до 2009 года трудился заместителем председателя департамента транспорта столичной мэрии, а потом какое-то время был министром транспорта Московской области.
Согласно ранее озвученным планам, решение об установке турникетов на других маршрутах будет принято по итогам этого эксперимента. При этом, даже если оно будет положительным, оборудование появится на линиях с низким пассажиропотоком, где заменит кондукторов. Хотя, судя по всему, этого московского ноу-хау не будет и там.
Андрей Захаров,
«Фонтанка.ру»