Кредитные организации вправе оказывать клиентам платные услуги по информированию об операциях, совершенных с использованием платежных карт. Такие разъяснения представил Банк России.
Вступивший в силу с 1 января закон предусматривает, что банки обязаны уведомлять использующих электронные средства платежа (в том числе пластиковые карты) клиентов о совершенных транзакциях по списанию. В течение суток после получения такой информации гражданин может оспорить операцию, причем обязанность доказывания умысла или грубой неосторожности клиента возлагается на кредитную организацию.
В качестве основного способа информирования владельцев карт большинство банков используют отправку SMS-сообщений. Более того, некоторые кредитные организации отказываются заключать договора с гражданами, отказавшимися предоставить номера мобильного телефона для получения сведений о списаниях.
В официальных разъяснения Банк России указывает, что исполнение кредитной организацией законодательно установленной обязанности по предоставлению информации не может быть обусловлено уплатой клиентом вознаграждения. В то же время банки вправе оказывать дополнительные платные услуги, если договором предусмотрен способ бесплатного информирования. Причем таковым способом может быть использование клиентом даже «личного кабинета» или иного аналогичного интернет-сервиса.
Отметим, что большинство кредитных организаций уже перешло на бесплатную рассылку SMS-уведомлений, однако крупнейшие участники рынка - Сбербанк России и «ВТБ24» - продолжают требовать со своих клиентов плату за такую услугу. Ведь помимо данных о списаниях, потребитель получает на мобильный телефон сведения о зачислении денежных средств и об иных операциях. Бесплатно получать данные о списаниях финансисты предлагают через банкоматы, в офисах, с помощью интернет-сервисов и иными способами.