Сейчас

-14˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

-14˚C

Ясная погода, Без осадков

Ощущается как -17

0 м/с, штиль

756мм

89%

Подробнее

Пробки

1/10

Кировский завод поборется за 3 миллиарда

1022
ПоделитьсяПоделиться

«Трансмашхолдинг», связанный с семьей заместителя мэра Москвы Максима Ликсутова, рискует потерять контракт с Петербургом стоимостью 3 млрд рублей на поставку вагонов метро. Один из немногочисленных конкурентов огромного холдинга с 68-миллиардной выручкой — Кировский завод — пытается через суд отменить контракт и обязать Смольный заново провести тендер. Даже если это ему удастся, «Трансмашхолдинг» может этого и не почувствовать: компании прочат вероятную победу в заказе Москвы на поставку вагонов за 144 млрд рублей.

Кировский завод пытается отменить государственный контракт на поставку 66 вагонов с асинхронными двигателями, заключенный между Смольным и «Трансмашхолдингом». Соответствующий тендер в декабре 2013 года выиграл входящий в эту московскую корпорацию Октябрьский электровагоноремонтный завод (ОЭВРЗ), снизив цену с 4 млрд до 3 млрд рублей. В середине января 2014 года комитет по транспорту Петербурга и ОЭВРЗ заключили контракт.

В заказе помимо ОЭВРЗ принимали участие два предприятия, которые представляли интересы Кировского завода: ООО «Киров-электротранс» (на 100% принадлежит ОАО «Кировский завод») и ООО «Вагонмаш» (совместное предприятие Кировского завода и чешской компании Skoda). Обе компании проиграли тендер. «Киров-электротранс» попытался оспорить выводы конкурсной комиссии, однако ФАС компании отказала. Теперь обе фирмы обратились в арбитражный суд.

Как следует из исковых заявлений (имеются в распоряжении «Фонтанки»), предприятия Кировского завода просят признать контракт недействительным, отменить итоговые протоколы заказа, а на время суда — приостановить действие контракта путем наложения обеспечительных мер, запретить сторонам предпринимать действия к его исполнению.

Среди доводов Кировского завода — цена на вагоны, сформированная в результате проведения заказа (то есть снижения начальной цены на 27%) — 270 млн рублей за состав (два головных и четыре промежуточных вагона), существенно ниже рыночной — 360–370 млн.

«С учетом индекса инфляции за 2012–2013 годы, ростом уровня цен на сырье и комплектующие, энергоносители, услуги никакого объективного, законного и экономически обоснованного объяснения такому снижению дать невозможно», — считают истцы.

Для сравнения Кировский завод привод контракт Смольного с «Вагонмашем» стоимостью 3,2 млрд, цена составов по которому определена на уровне 361 млн рублей. А сам «Трансмашхолдинг» в лице принадлежащего ему ОАО «Метровагонмаш» в 2011 году по контракту стоимостью 5,8 млрд рублей поставил департаменту транспорта и связи Москвы составы, цена каждого из которых достигала 440 млн рублей.

Кроме того, истцы просят суд наложить обеспечительные меры в виде приостановления действия контракта. Дело в том, что ОЭВРЗ уже сейчас должен начать согласовывать 90 показателей технических характеристик вагонов с ГУП «Петербургский метрополитен», которое будет эксплуатировать составы, разрабатывать документацию, искать конструкторские решения. На эти цели он в самое ближайшее время может потратить 500–600 млн рублей, которые ему должны будут возместить из бюджета.

«Отсутствие обеспечительных мер по настоящему иску позволит монополисту полностью узурпировать рынок поставки вагонов метрополитена, убрав последнюю конкуренцию, поскольку государственный контракт на поставку вагонов, исполненный к моменту вынесения окончательного судебного акта на значительную часть, практически невозможно будет привести в первоначальное положение», — пишет гендиректор «Вагонмаша» Владислав Козак.

Между тем ОЭВРЗ уже приступил к рассмотрению возможных видов конструкторских решений. В техзадании указано, что масса головного вагона не должна превышать 32 тонны, промежуточного — 31 тонну. Вагоны типа «Ладога», которые производит «Трансмашхолдинг», по весу превосходят требования заказчика к массе, поэтому в компании ищут другое решение.

По информации «Фонтанки», рассматриваются два варианта: либо модифицировать «Ладогу» – снять с него кондиционеры, которые утяжеляют вагон, либо усовершенствовать «Яузу» «Метровагонмаша», которую он поставлял в Москву в 90-х годах. Усовершенствованная модель условно названа «Яуза-2».

В «Трансмашхолдинге», впрочем, эту информацию не готовы подтвердить. «Мы будем производить вагоны в соответствии с техническими требованиями, поэтому неправильно говорить о каком-то определенном типе вагонов», — отметили в компании. Судебные притязания Кировского завода в «Трансмашхолдинге» комментировать не стали.   

Доля «Трансмашхолдинга» со всеми входящими в него компаниями на рынке поставки вагонов метро в России, по оценке Кировского завода, составляет 95%. Чтобы понять масштаб работы холдинга, достаточно взглянуть на его финансовые показатели. Выручка в 2012 году — 68 млрд рублей, чистая прибыль — 4,2 млрд. За неполный 2013 год (три квартала) выручка — 57 млрд, чистая прибыль — 5 млрд.

А на следующей неделе — 24 февраля — Московский метрополитен должен подвести итоги заказа на поставку до 2017 года и их обслуживание в течение 30 лет 832 вагонов. Начальная цена составляет 144 млрд рублей. До сих пор Москва закупала вагоны только у предприятий «Трансмашхолдинга». По информации «Фонтанки», так может произойти и в этот раз.

Отметим, что до недавнего времени одним из конечных совладельцев ЗАО «Трансмашхолдинг» являлся действующий заместитель мэра Москвы и глава департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов.

Свою причастность к компании чиновник отрицал, после чего переписал свою долю на жену Татьяну Ликсутову, затем с ней развелся. В конце концов Татьяна Ликсутова переписала свою долю на компанию Corecam AG, которая специализируется на управлении семейными активами. Среди других акционеров «Трансмашхолдинга» — ОАО «РЖД», французская компания Alstom, предприниматели Искандер Махмудов, Андрей Бокарев, Сергей Глинка.

Александр Аликин,
«Фонтанка.ру»

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close