На подъезде к границе с Финляндией в ДТП погибли десять человек. Силовики собрали пресс-конференцию и пояснили разделение ролей. Наши корреспонденты выяснили, что въехать на подведомственную территорию полицейские не имеют возможности – нужна виза. Тем временем финны указывают, что техническая проверка этой трассы раз в день – это нормально.
В Санкт-Петербурге, в четверг, 20 февраля, прошла пресс-конференция, посвященная безопасности передвижения по трассе "Скандинавия". Тема звучала предостерегающе: "Опасность трассы "Скандинавия". Участвовали представители прокуратуры, УГИБДД, "Севзапуправтодора", правительства Ленинградской области и общественников.
Поводом послужила авария в Выборгском районе, на автодороге Выборг – Брусничное, с участием лесовоза и автобуса, следовавшего в Финляндию. Напомним, автокатастрофа произошла в 10 утра 15 февраля на отрезке вдоль Сайменского канала. Водитель "Фольксвагена" с двенадцатью пассажирами пытался совершить обгон, но столкнулся на встречной полосе с лесовозом.
В связи с происшествием стало известно о том, что участок трассы, на котором произошла авария, является не полноценной дорогой, а "технической". В 1962 году двухполосная дорога была сдана СССР в аренду финской стороне. Изначально она была построена самими финнами и предназначалась для обслуживания Сайменского канала, за аренду которого Россия сейчас получает около 2 миллионов евро в год.
Из текста договора, заключенного между Российской Федерацией и Республикой Финляндия 27 мая 2010 года, следует, что российская сторона обязуется обеспечивать правопорядок на арендуемой финнами территории и "осуществлять управление дорожным движением, контроль и надзор за безопасностью дорожного движения на арендуемой территории". Финны, в свою очередь, обязуются "осуществлять эксплуатацию арендуемой территории в соответствии с законодательством Российской Федерации" и "обеспечить содержание арендуемой территории, включая технологические дороги". Таким образом, две составляющие безопасности любой трассы – инфраструктура и надзор – оказались разделены демаркационной линией.
Согласно заявлению "Севзапуправтодора", участок автодороги Выборг – Брусничное выведен из компетенции Федерального дорожного агентства и передан в аренду Республике Финляндия. "Таким образом, содержание автомобильной дороги осуществляется финскими дорожными службами", – говорят в этом федеральном ведомстве.
Как установила прокуратура, финские дорожные службы выезжали на участок трассы, где произошло ДТП, в шесть утра злополучного дня, но не нашли показаний для посыпания дороги гранитной крошкой.
Даже если допустить, что в шесть утра, когда проверяющий легковой автомобиль финнов проезжал по участку дороги, где позднее случилась авария, состояние дорожного полотна действительно было удовлетворительным, нельзя исключить, что через несколько часов, в условиях постоянных перепадов температуры, оно изменилось.
Поиск виноватых подстегнула информация о том, что арендуемый отрезок дороги никем не регулируется. Как рассказали 47news сотрудники ГИБДД в Выборгском районе, в их компетенцию отрезок не входит: "Мы не выезжаем на эту дорогу – она не входит в нашу дислокацию. Более того, за 25 километров от перехода через границу стоит пост через реку Малиновку, где проезжающим необходимо предъявить загранпаспорт с визой, что касается и нас".
Вопрос о том, что на описываемом отрезке трассы стоят запрещающие дорожные знаки финского образца, вызвал у собеседника иронию: "По сути, если российский автолюбитель учил отечественные правила дорожного движения, он может смело заявлять, что не знает, что такое цифра "60" на желтом фоне. У нас фон дорожных знаков белый". Сотрудник Выборгской ГИБДД также добавил: "Нас там и так нет, а на ДТП выезжает только отдельная рота". Эта ситуация имеет своё объяснение. Дело в том, что и сама дорога, и дорожные знаки должны быть включены в так называемую "дислокацию" для ГИБДД. Если участка трассы нет в дислокации, патрулировать его для полицейских всё равно что отправляться на дежурство на лесную просеку.
Косвенно диспозицию подтверждают в прокуратуре: "Налицо коллизия. Разбираемся. Поверьте, до трагедии это было болото, "глубиной" которого никто до последнего времени не озаботился", – говорит собеседник в надзорном органе.
Мы не спорим об обязательности и преемственности правил СССР, но предполагаем, что курировать один из аварийных участков "не-Скандинавии" всё же стоит. Ситуация никоим образом не изменится, пока не станет ясно, по какому алгоритму на отрезке, арендуемом финской стороной, может работать отечественная дорожная полиция.