В Петербурге несколько дней назад стартовала необычная акция «Грачи прилетели» – интернет-аукцион, организованный благотворительным фондом AdVita. Петербуржцы (известные люди, подопечные фонда, волонтеры) разрисовали 25 скворечников, которые будут продаваться на сайте фонда. Стартовая цена – 100 рублей. Наши корреспонденты оценили творения и пообщались с теми, кто предпочитает встречать весенних птиц добрыми делами.
Идея разрисовывать именно скворечники, как рассказали нам в пространстве «Легко-легко», где выставлены экспонаты, подсказана весной: «Она уже навевает на мысль, что нужно помочь нашим птичкам где-то свить гнездо». А название акции «Грачи прилетели» имеет глубокий смысл для сотрудников «AdVita». «Немногие знают, что стояла у истоков и является одним из вдохновителей фонда «AdVita» Елена Грачева, человек, который пережил большие трудности в жизни», – рассказали волонтеры фонда. Эта акция нравится не только детям и взрослым, но и птицам: «Мы недавно делали промо-видеоролик и нашли живого грача, которого посадили в скворечник. Ему там было уютно! Хотя на самом деле грачи скворечники не любят».
Еще 25 скворечников сейчас находятся в Москве в московском театре «Современник» (фонд «Адвита» дружественен фонду «Подари жизнь», и весь сбор от двух творческих встреч Чулпан Хаматовой в Театре имени Комиссаржевской и Большого зала филармонии имени Шостаковича народная артистка России перевела своим петербургским коллегам и друзьям), где их разрисовывают известные актеры театра и кино. «Так как сам аукцион будет проходить до 10 марта, мы предполагаем, что до этого времени они вернутся и успеют поучаствовать в аукционе. Но даже если и не успеют, то мы не сомневаемся, что скворечники, расписанные известными московскими актерами, найдут своего покупателя», – говорят сотрудники фонда.
Разрисовали скворечники также актриса и депутат Анастасия Мельникова с дочкой, художник, писатель, кинорежиссер Виктор Тихомиров, а также молодой, подающий большие надежды певец и артист Альберт Жалилов. Работы известных и неизвестных мастеров пока украшают стену в «Легко-легко». За скворечник от Альберта Жалилова дают 800 рублей (при старте 100), от Мельниковой – 1000, от Тихомирова – 1000 и 900 (он сделал два арт-объекта). Но, разумеется, это только начало большого пути.
Тенор-баритон Жалилов нарисовал «Кешу», Тихомиров затронул такие темы – «Все тянется к небу», «Волк – а не страшно!», депутат Мельникова с дочкой назвали свою работу «Гостевой домик на даче». А лидирует скворечник девочки, который она разрисовала в темных тонах, сделав красивые узоры (3 000 тысячи).
Наш корреспондент после посещения экспозиции позвонил Виктору Тихомирову и расспросил художника, писателя, сценариста, кинорежиссера и педагога об его участии в этой акции.
- Анастасия Мельникова – известный благотворитель, а вы, Виктор Иванович, не слишком часто мелькаете в подобных акциях…
– Пока нечасто, но у меня мастерская в доме на Марсовом поле, где живут Настя с Машей. Может быть, мы сделаем с ними что-то совместное в ближайшее время?
- А как вы попали в благотворительный проект фонда AdVita?
– Можно сказать, случайно. Меня жена попросила, там у нее знакомые, а слово жены – закон. Но так у меня почти всегда бывает: попросили хорошие люди – я сделал, помог. Но на плановой благотворительности я не зациклен. Не считаю себя каким-то особенным благотворительным. Я считаю: делай, что подсказывает сердце, вот и будешь благотворителем.
- Какие формы благотворительности вам ближе?
– Я считаю, что приемлемы лишь те формы благотворительности, про которые можно с уверенностью сказать: они – прозрачные. Люди гораздо охотней бы делали добрые дела, если были бы уверены, что их средства-пожертвования дойдут по адресу. Но такой уверенности, как вы понимаете, нет. В чем в нашей стране можно быть уверенным? Хотя, разумеется, дело не в нашей стране: люди вообще по природе своей подозрительны. Почему-то всегда думают, в первую очередь, о дурном, все мы существа недоверчивые, вне зависимости – американский ли смайл на лице, или российская задумчивость, все чаще переходящая в заторможенность (верный признак того, что человек что-то не понимает). В данном контексте люди охотно верят, что все нищие – на самом деле богаты, что все собранные акциями и фондами средства идут в чей-то карман. Это очень привлекательная, затягивающая в омут бездействия позиция.
Ты отдал свою трудовую копеечку старушке на улице, а она в конце «рабочего дня» сдала весь валовый сбор «под отчет» начальнику, получила свой процент и счастлива – купила в супермаркете по скидке батон и картошки. А ее руководитель в том же супермаркете взял бутылочку элитного коньяка и угостил красивую девушку, которая смотрит на него с восторгом как на крутого парня (на самом деле – грабителя старушек). Все ценности сбиты, акценты смещены.
Поэтому я предпочитаю конкретные цели: построить «больничку», художественную школу, купить телевизоры, компьютеры, автобус… Вот это по-нашему! Любая деятельность, даже связанная с порывами души, лучше удается тогда, когда есть четкая схема, некий простой и понятный механизм.
- Вы ведь в бытность свою «митьком» создавали знаменитый Дом на Горе, помогающий взрослым людям избавиться от алкогольной зависимости!
– Да, это то самое конкретное дело, о котором я всегда пекусь. Хотя я к этому Дому не причастен, а этим активно и долгие годы занимается Митька (знаменитый питерский «митек» Дмитрий Шагин. – Прим. авт.). Они очень много людей вылечили, и молодцы, как говорится, им зачтется…
- Как вы относитесь к новым, сетевым, интернет-формам благотворительности?
– Это не ко мне вопрос. Интернетом практически не пользуюсь, только-только начинаю осваивать. Жизнь заставляет – а то бы и не пользовался. Но у меня много знакомых, друзей, у кого ножки торчат из фейсбуков и прочих изобретений юных умов. И уже начинаются просто эпические разборки: кто кому не ответил, не написал, не отреагировал… Пока я предпочитаю живое общение. Но сдается мне, что в электронных формах благотворительности вообще не разобрать – столько хакеров, взломщиков, троллей и прочей нечисти развелось. И всяк хочет погреть руки у теплого, ласкового костра благотворительности.
- А друзьям, соседям помогаете, в долг даете?
– Даю. Когда было полно нищих, на заре перестройки, мне прислали из Германии 48 коробок из-под телевизоров, набитых вещами и не портящейся едой. Тогда голод назревал… Мне позвонили из мэрии: «Вам тут прислали целый вагон!» и принесли коробки, на которых ни имени, ни адреса – просто написан мой номер телефона. Я нашел какого-то депутата, тормознул автобус (с шофером пришлось одной коробкой поделиться), и сгрузили это хозяйство в подвал. А потом этот депутат как-то почти все раздавал – я не вникал, не следил. А сам раздал печенье старушкам в своем дворе. Все были довольны, но за доброту тоже придется отвечать. Чуть позже мне привезли какой-то реквизит для нового фильма, так прибежали те самые старушки, принялись палками колотить в дверь, требовать их уважить… Вот как все сложно – люди-то некультурные даже в культурной столице, не все благодарные, помощь может не только выручать, но и разлагать…
- Многие сейчас не помогают материально, потому что потом ты же оказываешься объектом нелюбви и даже ненависти…
– Может, это чей-то негативный опыт. Меня никто еще не обманул.
- Ходят слухи, что Пугачевой половина Москвы должна денег… Она раздает «налево-направо» друзьям-приятелям старым и новым. Один не возвратил, сразу пошел слух: Алле Борисовне можно и не отдавать, она то ли позабудет, то ли вид сделает…
– Так молодец, ей зачтется, не оскудеет рука дающего… Когда вы не даете взаймы тому, кто действительно нуждается, то вспоминайте вышесказанное про руку дающего. Это правило срабатывает железно, многократно проверено, и не только мной.
- Вы хотите сказать, что рука дающего оскудеет?
– Заметьте, я этого не говорил. Это вы сказали…
Михаил Садчиков
Фото Михаила Садчикова-младшего