Проснувшаяся под дулами автоматов столица Крыма продолжает жить своей жизнью. Горожане сидят в кофейнях, гуляют по улицам с "карманными" собачками. Тем временем в Симферополе локально происходят события, заставившие экстренно собраться в выходной день верхнюю палату парламента России и Совбез ООН. Не признанная Киевом новая власть АРК утверждает, что в автономии – стабильность. Москва серьезно говорит о вводе войск на территорию Украины.
Пока назначенный два дня назад крымским парламентом премьер-министр Сергей Аксенов проводил совещание с новым кабинетом министров, исполняющий обязанности президента Украины Александр Турчинов официально назвал его избрание незаконным. Самопровозглашенная власть автономии, в свою очередь, заявляет, что не будет подчиняться решениям властей Киева, так как они появились в результате государственного переворота. Таков 1 марта Крым. Такова 1 марта Украина.
Вся власть в работе
Премьер-министр Крыма Сергей Аксенов начал заседание Совета министров около часа дня. Встреча была заявлена как открытая, однако здание находилось под контролем комбатантов, которые не пропускали внутрь журналистов. На заседание пригласили только избранных представителей СМИ, благодаря сообщениям которых есть понимание того, что происходило в Совмине. Новая власть заявила о переносе референдума о расширении полномочий Крыма на более ранний срок – с 25 мая на 30 марта. «Работают все службы в штатном режиме – СБУ, МВД, прокуратура. Вся ситуация в автономии взята на контроль. При этом налажено сотрудничество с Черноморским флотом в части охраны жизненно важных объектов в автономии. Совместно группы работают. Я уверен, что они смогут выполнить задание по охране общественного порядка», — сказал Аксенов, ранее заявивший, что принял на себя командование всеми силовыми структурами Крыма. Заявление о взаимодействии крымчан с черноморцами незамедлительно опровергла пресс-служба ЧФ РФ.
Параллельно с выступлением премьера у здания Верховной рады, которая находится в нескольких сотнях метров от Совмина, перед журналистами держал речь спикер местного парламента Владимир Константинов. Он огорошил сообщением о стабилизации обстановки в Крыму и посоветовал всем заниматься мирными хозяйственными делами. Спокойствие и порядок в автономии, по всей видимости, должен был продемонстрировать уход комбатантов от здания парламента. Вооруженные автоматами и пулеметами действительно покинули периметр, однако проход на площадь по-прежнему закрыт дружинниками.
У здания Рады весь день стационарно находились несколько десятков из так называемого отряда самообороны да не слишком внушительное количество мирных горожан. После полудня здесь было организовано место памяти погибшим в ходе митинга 26 февраля, где собирали деньги семьям скончавшихся. Сегодня жертв акции в поддержку пророссийского Крыма похоронили. Фотографий у Рады было только две, однако сами активисты утверждают, что после митинга в живых не стало троих жителей Симферополя. По их словам, из 30 пострадавших во время того противостояния семеро остаются в больнице.
Безоружный захват
Но все-таки основные события 1 марта развернулись в районе здания Совмина на площади Ленина. Около 14 часов у здания Дома профсоюзов внезапно объявилась третья сила в поддержку к уже имеющимся дружинникам и комбатантам. В камуфляже с чужого плеча, без оружия, но в маска, несколько десятков человек вошли в Дом профсоюзов так стремительно, что после них осталось разбитое стекло. Взяли под контроль все помещения здания, за исключением редакции Центра журналистских расследований, сотрудники которой закрыли дверь и на протяжении нескольких часов всерьез опасались за свою жизнь.
Видео: komtv.org
Дальнейшее походило на цирк. Сарафанным радио было объявлено о некой пресс-конференции. Журналисты проходили в Дом профсоюзов по удостоверениям, ожидая увидеть хотя бы Сергея Аксенова. Однако в зале пресс-центра за столом сидели двое, назвавшиеся активистами "Крымского фронта". За их спинами – флаг России. По бокам – молодчики в масках. Антураж как в логове террористов. Непонятно на каких основаниях эти двое – местный депутат и националист Константин Кнырик и правозащитник Сергей Веселовский – выступили с обращением к СМИ и попросили не нагнетать обстановку, а сообщить своим читателям и зрителям о спокойствии, мире и стабильности в Крыму. При этом спикеры заявили, что понятия не имеют, ни кто эти люди в масках рядом с ними, ни войска какой армии ходят сейчас по улицам Симферополя с гранатометами "Муха".
– Давайте уважать интеллект друг друга: вы сейчас утверждаете, что в городе, в котором по улицам с автоматами ходят неизвестные вам солдаты, все стабильно?
– Обстановка стабильна. Не надо нагнетать.
Пока в Доме профсоюзов шла подобного толка пресс-конференция, этажом ниже искренне пугались за свою жизнь сотрудники Центра журналистских расследований, которые на протяжении последних дней открыто не признают легитимность власти Сергея Аксенова. Штурмом брать редакцию не стали.
Провокация
Выстрелы в центре Симферополя прозвучали, когда на площади Ленина было немногим больше полусотни горожан. Со стороны Севастопольской улицы к площади Ленина внезапно подъехали два автобуса, из которых выскочили с десяток автоматчиков в гражданском с закрытыми лицами. Открыв беспорядочную стрельбу в сторону здания Совета министров, они стали перемещаться в район Дома профсоюзов, демонстрируя всем своим видом – происходит нападение. В ответ не прозвучало ни единого выстрела. Охранявшие здание комбатанты просто укрылись за клумбами. Гораздо ближе к агрессорам находились парочка растерянных гаишников. Горожане, активисты и журналисты спрятались за каменной фигурой вождя пролетариата.
Подержав в недоуменном напряжении окружающих меньше 10 минут, неизвестные погрузились в автобусы без номеров, но с надписью на лобовом стекле "ПАРК ЛЬВОВ" (зоопарк на территории Крыма) и уехали.
– Вот видите, гильза, – стал демонстрировать представителям СМИ румяный дружинник.
– Это холостой, – произнес кто-то из журналистов.
– Холостой? – переспросил коллега с разочарованием в голосе.
– Видишь, она пластмассовая? Точно холостой.
– Ну да. Холостой, – признал правоту корреспондента дружинник.
В толпе звучит: "Провокация".
От осознания произошедшего отвлекают крики: "Россия! Россия! Россия" По проспекту Кирова к площади идет колонна с российскими флагами. За последние три дня, пожалуй, впервые корреспонденту "Фонтанки" довелось увидеть по-настоящему серьезные силы пророссийских активистов. У памятника Ленину собрались около тысячи человек с пятиметровыми триколорами РФ. Постояв минут 15 – 20, они разошлись по улицам Симферополя.
"Беркут"
В 17.00 тиха Одесская улица. Консульство Российской Федерации уже закрыто, но несколько мужчин в форме расформированного Киевом "Беркута" стоят у его ворот. Боец Валерий показывает корреспонденту "Фонтанки" новенький паспорт гражданина России, но фотографироваться с ним отказывается, доверяя документ своему коллеге.
Не желая фотографироваться, общается Валера охотно, рассказывая, что сегодня гражданство получили девять бойцов "Беркута".
– По упрощенной схеме: приехали, заполнили анкету, получили паспорт.
Как говорит Валерий, переезжать в Россию они не собираются, а намерены "обеспечивать безопасность в Крыму". При этом прямо сейчас на улицы не пойдут, а поедут по домам.
– Нас же расформировали. Мы не подчиняемся решениям Киева. Мы будем обеспечивать здесь порядок. Сейчас поедем домой, – кажется, Валера искренне не осознает взаимоисключаемость своих фраз.
– А вы что, приехали все вместе на одном вот этом микроавтобусе? И сейчас куда-то вместе все поедете? Вас сюда централизованно привезли на автомобиле миграционной службы Российской Федерации?
Вопрос не нравится. Бойцы начинают усаживаться в микроавтобус специфического бордового цвета. Молодой человек в красной куртке намеренно стоит так, чтобы корреспонденту "Фонтанки" не удалось сфотографировать черные номера 89 rus. Приходится выбирать другую точку съемки.
– Вам так необходимо снять номера?
– Вообще да. А вы какая телекомпания? Почему сопровождаете "Беркут"?
– Не создавайте провокацию, – отвечает парень, садится в микроавтобус, где его ждет телеоператор, и автомобиль отъезжает от здания консульства.
Альтернатива наказуема
Обвинения в провокации звучат довольно часто в сегодняшней столице Крыма. Об этом говорят активисты народной дружины, пугая местное население скорым приездом фашистов с Западной Украины. В провокациях самопровозглашенная власть обвиняет крымские СМИ, которые ставят под сомнение легитимность власти Сергея Аксенова. Симферопольские журналисты употребляют этот термин, когда пишут о вторжении российских военных на территорию автономии под видом неизвестных автоматчиков в форме без опознавательных знаков. Любую попытку корреспондента разобраться в ситуации детально, пусть даже при помощи не совсем удобных вопросов, здесь все стороны называют провокаций и воспринимают с раздражением.
Юлия Никитина,
"Фонтанка.ру"