Все фотографии недавно объявленного в розыск зятя экс-министра обороны России Валерия Пузикова, распространенные в Интернете и СМИ, – фальшивка. «Фонтанка» нашла петербуржца, не по своей воле оказавшегося знаменитым. Он дал признательные показания, как из-за доверчивости офицера ФСБ над ним потешались друзья, потом начались вопросы у компаньонов, теперь подходят прохожие на улицах. Военный пенсионер Сергей Рукин бессилен перед интернет-технологиями.
Если зайти в Google и набрать имя «Валерий Пузиков», то поисковик выдаст десятки фотографий запрашиваемой фигуры. На первой картинке вы увидите бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова, далее начнется череда Пузиковых. В основном с голым торсом. Если дальше анализировать ссылки, то мы найдем сотни статей и информаций. Многие публикации также украшены одной и той же фотографией Пузикова.
Как известно, Пузиков не только является мужем младшей сестры опального министра, но служил еще и заместителем генерального директора ГУП «Санкт-Петербургский инженерно-технический центр Минобороны РФ». «Системы» когда-то выиграли миллиардный тендер на аренду автомобилей для руководителей военного ведомства, а после скандала с Сердюковым осенью 2012 года этим предприятием занялся Следственный комитет.
В феврале этого года Пузиков был объявлен в розыск и, по информации СМИ, скрывается в Израиле.
«Фонтанка» выяснила, что практически все фотографии Пузикова, распространенные журналистами, категорически не соответствуют внешнему облику Пузикова. На них изображен петербургский предприниматель Сергей Рукин.
Журналист случайно, но именно как на Пузикова, обратил на него внимание 1 марта этого года в центре Петербурга. После чего у Лже-Пузикова закончилась толерантность к высоким интернет-технологиям и он подробно рассказал «Фонтанке», как более года назад произошел сбой программы не в его пользу. И как в феврале 2014-го Пузикова вновь начали разыскивать в федеральном масштабе по его фотографии.
Установка
Установив личность заявителя, «Фонтанка» уверенно подтверждает, что Сергею Рукину 53 года, он военный пенсионер, ныне занимающийся бизнесом. Закончив в 1984 году Авиационное инженерное училище в Воронеже, служил на аэродромах Ленинградского военного округа. Сегодня живет на Петроградской стороне, имеет детей и внуков.
Редакция посчитала, что признательные показания Сергея Рукина нагляднее изложить не в виде интервью, а целиком. Но с элементами естественной в таких случаях легкой редакторской правки.
Показания
«Свое пятидесятилетие я отмечал 26 октября 2010 года на Кипре и, разумеется, в компании друзей. В том числе со мной был мой сослуживец Сергей Федоров. Он, как, впрочем, и остальные, фотографировал нашу компанию.
В октябре 2012 года Федоров служил в ГУПе Минобороны «Инженерно-технические системы». Его офис находится в Московском районе Петербурга на Иркутской улице. Тогда же и начались мероприятия Следственного комитета и ФСБ, которые эти службы проводили в рамках расследований многочисленных дел по Министерству обороны. Сотрудники что-то изымали, дошло дело до его компьютера, в который он давно перекачал наши фото с Кипра.
Один из офицеров ФСБ, философски листая снимки и увидев на них моего друга и меня на фото с Кипра, ехидно спросил: «С Пузиковым отдыхал?»
– Да, с Пузиковым, – отшутился Федоров. Здесь напоминаем, что ранее Пузиков работал заместителем этого ГУПа, но сотрудники упоминали его уже как нарицательный бренд. Их целью было не выяснение нюансов, а скорее поддержание атмосферы непринужденности.
Никто бы никогда и не вспомнил этот момент, если бы именно эти фотографии не попали к журналистам в Москву.
13 ноября 2012 года лежу я у себя, извините, в ванной. Жена кричит: «Сережа, тебя по телевизору показывают!» Я в пене выглядываю, слышу про бесчинства Сердюкова и его зятя Пузикова, а на голубом экране вижу себя.
Протираю глаза полотенцем и понимаю, что это фотографии с моего юбилея на Кипре. Тут же начал надрываться мой мобильник. Все спрашивают: «Телевизор смотришь?» Ну и так далее.
Не очень хочу называть имя знаменитого журналиста с федерального канала, так как я с ним созвонился и он искренне был в ужасе от ошибки. Говорил, что все, что может, с сайта сотрет, обещал даже в церковь сходить — замолить грех. Мужик нормальный оказался. Он мне и поведал, что когда готовился к эфиру, то попросил у правоохранителей фотографию Пузикова для визуального ряда. Вот они и дали. Сами в шоке. Объясняют, что кто-то куда-то после обыска в Петербурге скопировал файлы с пометкой «Пузиков», кто-то не проверил, а еще кто-то передал. Концов не найти. Признаваться дураков нет.
Я выдохнул, а зря.
Не ведал я, как устроены СМИ и Интернет. Сеть сосканировала мою фотографию и начала разносить ее по новостям, сайтам и изданиям. Как будто улей перевернули. Друзья звонят, хохочут. Некоторые компаньоны настороженно наводят справки. А один покупатель из Перми даже поблагодарил. Говорит: «Я местной администрации похвастался тобой в Интернете, намекнул, мол, с какими людьми работаю, так они оценили уровень и тендер дали выиграть на льготных условиях».
Дальше – больше. Начались телепрограммы типа «Человек и закон» или «Метла». Опять вся правда о Пузикове на фоне моего фото.
Я не сутяжник, но хотел даже судиться. А мне юристы говорят, что выиграть у конкретного СМИ не вопрос. Но фото-то везде и всюду. Помониторили Интернет и нашли меня даже за Уралом. Вплоть до иностранных сайтов. В Китае тоже может быть. Не рыскали. Катастрофа. Я везде – от Новой Зеландии до Выборга.
Потом свыкся.
А недавно Пузикова объявили в федеральный розыск. Вновь всплеск моего лица в изданиях. Мне опять звонят. Вот вы журналист – посоветуйте, как жить? Ваша же работа.
А на днях ко мне на улице мужчина подошел и спрашивает: «А вы случайно не зять Серюкова?» После этого я понимаю, что остановит меня продвинутый пользователь Интернета из ГИБДД и объясняй полиции потом про журналистов и ФСБ. Теперь вот вы нарисовались. Вам смешно.
Так что, если напечатаете эту информацию, я распечатаю статью, заламинирую и буду ее хранить при себе. Мало ли что».
Дорогим органам
– Если Пузикова объявили в федеральный розыск, а он находится в Израиле, то здравый смысл мне подсказывает, что вряд ли он, как и я, будет гулять по Петербургу и ждать подхода людей в штатском. Значит, вскоре его объявят в международный розыск. Опять новости, опять лицом за Пузикова буду отвечать я. Поэтому прошу считать мои слова официальным обращением: «Дорогие органы, не могли бы вы найти хоть в паспортном столе фотографию Пузикова и разместить ее на ваших ведомственных сайтах. Не помешает и справка с гербовой печатью, мол, заверяем, что это не Пузиков».
Евгений Вышенков, "Фонтанка.ру"