По крайней мере 20 раз за последние три месяца с грузинского телефонного номера поступили сообщения о «заминировании» петербургского аэропорта Пулково. И все — в вечернее и ночное время. Тысячи возмущенных пассажиров, уставшие и не выспавшиеся полицейские, замотанные сотрудники терминалов. «Фонтанка» предприняла попытку повлиять на мучения. Мы созвонились с «террористом» в бывшем Тифлисе и прошли тест на интеллект.
Звонки из солнечного Тбилиси в пасмурный Петербург стали поступать в конце прошлого года. Звонивший мужчина с сильным акцентом то просил «примите к сведению. Хотим взорвать аэропорт. Внимание – чемоданы», то обещал «большую бомбу».
Только за последнюю неделю декабря таких звонков было три. Рекорд пришелся на 3 марта, когда за ночь аэропорт минировали пять раз.
Последний звонок, 11 марта, диспетчер аэропорта уже принимал с раздражением. Злые письма в редакцию писали и горожане, которым из-за мер безопасности в ходе проверки территории приходилось добираться с тяжелыми чемоданами до терминалов пешком. Полицейские разве что в трубку не плевались.
«Фонтанка» решила уговорить телефонного минера опомниться и угомониться. Мы нашли его имя, мобильный номер и соединились с Тбилиси быстро. Мужчина первым делом заявил нам, что никому не хотел причинить зла:
⁃ Девушка, не берите близко к сердцу. Это шутка.
⁃ Шутка — это если один раз... Может быть, вас обидели в Петербурге …
⁃ Меня нельзя обидеть. Если бы вы знали, где я работаю... Просто на контроле издеваются над пассажирами. Знаете, там в документе есть вопрос «Везете ли оружие, наркотики?» Они людей за дураков считают? Кто же признается, если везет. Поэтому неудивительно, если какой-то сердитый гражданин решил так отблагодарить этих людей.
⁃ Но страдают же и пассажиры. Да и вообще, нервно от таких звонков
⁃ Ну что вы. Разве же можно взорвать аэропорт. Это нереально. Это шутки. Бывает же человеку иногда скучновато.
Затем 50-летний житель Тбилиси Звиад рассказал корреспонденту «Фонтанки» о том, как он любит Россию и Петербург, и даже какое-то время жил в пригороде Ленинграда. И вообще, соскучился.
⁃ Спасибо вам, что позвонили. Я так давно не наслаждался русской речью. Скучаю, – сказал он на прощание.
Лучше всего охарактеризовать беседу наречием «трогательно».
Так как уловить основную причину звонков из практически монолога так и не удалось, решено было позвонить знакомому «минера», с телефона которого также были звонки о «минировании». 47-летний житель городка Зестафони Венхиа (городок Зестафони – в 180 километрах от Тбилиси, там родился Григорий Чхартишвили, в России более известный как Борис Акунин) взял трубку на третьем гудке.
⁃ Здравствуйте. Это вас беспокоят из России, Санкт-Петербург.
⁃ Не надо думать, что у службы безопасности Грузии и ваших такая дружба. Никто никому никого не отдаст.
⁃ Но я журналист...У меня пара вопросов о вашем знакомом...
⁃ Сначала я задам вам несколько вопросов. Если ваш интеллектуальный уровень меня удовлетворит, я отвечу на ваши. Кто единственный независимый журналист в мире?
⁃ На мой взгляд, он не один.
⁃ Это Херст (Уильям Херст — американский медиамагнат). Так, а что вы хотите знать?
⁃ С вашего телефона несколько раз сообщали о бомбе в аэропорту Петербурга..
⁃ А что, были взрывы? (Было слышно, что собеседник напрягся).
⁃ Нет.
⁃ И не могло быть (похоже, он выдохнул). А с моего телефона много кто звонит. У меня много гостей, у которых есть знакомые в Москве, Петербурге. Они звонят. Я не слежу, куда. Но взорвать никто не мог. А вообще, я люблю Петербург. У меня там живет любимая девушка. Я тут несколько дней назад....
В определенный момент стало понятно, что и в этот монолог лучше не встревать, чтобы не длить его. И действительно, через десять минут рассказа о чиновниках-бюрократах, у которых нет национальности, абонент вспомнил о теме звонка:
⁃ Все будет хорошо. Не сомневайтесь. И спасибо вам, что позвонили. Звоните еще.
Расставшись с обоими абонентами на позитивной ноте, «Фонтанка» начала надеяться, что будущий покой пассажиров и пулковских полицейских пока не потревожат из Грузии.
Но мнения в репортерском разошлись.
⁃ Ну теперь полиция аэропорта нам должна. После такого из Грузии, если и будут звонить поскучать, то нам.
⁃ Или наоборот, мы им будем должны. Так как звонить будут раз в 15 минут.
«Фонтанка» замерла.
P.S. Конечно, данные телефонного «террориста» из Грузии в полиции известны давно. В рамках возбужденного уголовного дела по статье 207 ("Заведомо ложное сообщение об акте терроризма") УК РФ в Грузию был направлен официальный запрос. Коллеги бюрократить не стали. Они ответили, что гражданин установлен, с 1974 года он состоит на учете в психоневрологическом диспансере. Последний раз находился на лечении в марте 2013 года. Речи о выдаче быть не может на основании международного права.
PPS: По информации «Фонтанки», затерроризированные сотрудники уже готовы к симметричному ответу – начать сообщать о заложенных в Грузии взрывных устройствах.
Татьяна Востроилова, "Фонтанка.ру"