Впервые в Петербурге две власти – исполнительная и законодательная – в выяснении отношений пошли до конца. Председатель комитета Смольного Александр Лобков создал прецедент, защитив собственную деловую репутацию в суде. На дуэль он вызвал депутата ЗакСа Максима Резника за телевизионную фразу о вольном обращении с бюджетными деньгами. Чиновник победил, преподав урок осторожности в упоминании фамилий в СМИ.
Публичную распрю в отношения председателя комитета по печати и взаимодействию со СМИ Александра Лобкова и депутата петербургского ЗакСа Максима Резника внесла фраза "Там есть признаки коррупционной составляющей, неэффективного расходования бюджетных средств, превышения должностных полномочий со стороны председателя комитета – господина Лобкова". Слова Резника в эфир 19 сентября 2012 года дал канал "НТВ-Петербург".
Контекстуально мнение парламентария о комитете не казалось фантазией, по крайней мере – чудовищной. Сюжет посвятили возможному вольному обращению с бюджетными деньгами по линии финансирования правительственных СМИ "Петербургский дневник", "Петербургская фотохроника" и телеканала "Санкт-Петербург". Проверки надзорных ведомств, зафиксировавших нарушения, как минимум отчасти подтвердили опасения депутата.
Лобков поступил неординарно. Вывел диспут из межвластных рамок, которые редко подразумевают персональную ответственность, и заявил на Резника. Дескать, вот ты, вот я. К барьеру.
Уголовное дело о клевете прекратили в связи с отсутствием состава преступления. Чиновник следом подал гражданский иск на 30 миллионов рублей. Эта сумма, по его мнению, могла покрыть репутационные издержки после негативной реакции аудитории петербургского НТВ в его адрес лично и госвласти – в целом.
Лингвистические экспертизы не дали точного ответа на вопросы о злонамеренности Резника и уж тем более – о достоверности сведений. Ссылались на отсутствие цельного интервью депутата, которое региональный НТВ удалил из архива через месяц.
Судья Василеостровского райсуда Надежда Найденова тщетно ждала у барьеров истца и ответчика. Они прислали секундантов. Резника защищала адвокат Елена Левчишина, Лобкова – адвокат Артем Баконин. Дуэль потеряла в зрелищности.
Баконин оперировал явной недостоверностью сведений в фразе. Лобков чист перед законом – дел и приговоров в отношении него нет.
Левчишина заверяла суд в предположительности суждения Резника и больше часа убеждала: в комитете есть бюджетные нарушения.
Судья Найденова, терпеливо вникая в суть распределения денег комитета, ждала, казалось, одного – хотя бы малейшего подтверждения персональной ответственности Лобкова. Тщетно.
В совещательной комнате судья пробыла относительно недолго. Адвокаты без нее пикировались на юридические темы. Слушать их было любопытно, но не более. В 10-м зале явно не хватало дуэлянтов. Чувствовалась недосказанность.
Именем Российской Федерации исковые требования председателя комитета суд удовлетворил частично. Резник остался должен. С него взыскали 50 тысяч рублей. Елена Левчишина первый раз за процесс улыбнулась милой улыбкой, будто бы радуясь присужденной сумме, в 600 раз меньше заявленной.
Опровержение депутат даст в 10-дневный срок после вступления решения в законную силу.
"НТВ-Петербург" тоже досталось. Как соответчика телеканал обязали предоставить эфирное время для публичного признания депутатом своей неправоты.
Адвокат победителя Артем Баконин сказал после оглашения:
"Мы обжаловать решение не будем. Оно в нашу пользу, а деньги значения не имеют".
Председатель комитета Александр Лобков в разговоре с корреспондентом "Фонтанки" был еще лаконичнее:
"Вперед наука", – явно подразумевая урок игрокам публичного поля.
Максим Резник прокомментировал "Фонтанке" не менее едко:
"50 тысяч – не такая большая сумма за возможность говорить правду".
Решение он оспорит в городском суде.
Александр Ермаков, "Фонтанка.ру"