Первое заседание петербургского парламента после присоединения к России Крымского полуострова прошло в состоянии эйфории и обновления. В ЗакСе все было не как всегда: патриотически воодушевленные депутаты щеголяли георгиевскими ленточками, спикер петербургского парламента по-новому взглянул на депутатские опоздания, а журналистам указали на их места. Досталось даже сенатору Вадиму Тюльпанову, который приехал, чтобы выступить с ежегодным докладом.
Как выяснилось, георгиевскими ленточками снабдил депутатов аппарат Законодательного собрания. «Никакой принудиловки не было – нам принесли шесть ленточек на фракцию и предложили их надеть на заседание, – сказал «Фонтанке» «яблочник» Борис Вишневский. – Мы не захотели этого делать». Не прикололи ленточки к лацканам пиджаков и депутаты от «Справедливой России», за исключением Анатолия Кривенченко и формальных членов фракции Вадима Ларионова и Андрея Анохина. Не стали себя украшать и некоторые члены фракции КПРФ, хотя глава парламентских коммунистов устроил раздачу атрибутов победы прямо перед заседанием. Очевидно, что георгиевская лента на груди должна была служить индикатором отношения к произошедшему накануне присоединению Крымского полуострова к России. Как отметил в беседе с «Фонтанкой» депутат от «Единой России» Алексей Макаров, на груди которого красовался пышный георгиевский бант с партийным значком в сердцевине, «этот день депутаты, возможно, будут праздновать ежегодно». Впрочем, никаких спонтанных инициатив на эту тему в ходе заседания не прозвучало.
С самого утра в парламенте установилась атмосфера нервической серьезности. Журналисты с удивлением выяснили, что теперь в ходе пленарных заседаний им можно садиться не на любые свободные места в Большом зале. Первые ряды, с которых так хорошо видны мимика и жесты депутатов и слышны их летящие мимо микрофона реплики, оказались забронированы для помощников депутатов. Кресла пустовали, но журналистов, которые по привычке пытались в них утвердиться, настойчиво просили пересесть. Спикер ЗакСа Вячеслав Макаров произвел привычную перекличку и неожиданно сурово прокомментировал отсутствие в зале депутатов Григория Явлинского, Бориса Вишневского, Александра Кобринского и Алексея Ковалева.
«Или они в Крым собираются свои зарплаты перечислить?» – вопросил Вячеслав Макаров. И у журналиста «Фонтанки» тут же возникло желание уточнить на пресс-подходе, будут ли депутаты переводить часть своего заработка на нужды новых российских регионов и насколько добровольным будет этот процесс. Но тут прессу ждал очередной сюрприз: пресс-служба дала журналистам понять, что задавать этот вопрос не надо. «Завернули» и расцененный как «ернический» вопрос, есть ли в петербургском парламенте «национал-предатели» и «пятая колонна», о которой говорил в своем внеочередном послании Федеральному собранию Владимир Путин. Не прошел и вопрос о том, почему «Единая Россия» до сих пор не подписала соглашение о честных выборах с Санкт-Петербургской избирательной комиссией. Группа журналистов парламентского пула в знак протеста не посетила подход спикера ЗакСа.
Пока в кулуарах ЗакСа разворачивалась драма с распределением и сортировкой вопросов для спикера, в зале ломались идеологические копья вокруг имени Иоанна Кронштадтского. На принятие, казалось бы, простого решения о том, что 14 июня будет «днем прославления святого праведного Иоанна Кронштадтского», петербургским парламентариям потребовалось не менее получаса. Это время депутаты провели в криках. Один из авторов инициативы, Виталий Милонов, в свойственной ему манере заявил, что «неолибералы – это те, кто распяли Христа», а яблочника Александра Кобринского, который припомнил, что Иоанн Кронштадтский обзывал классика русской литературы Льва Толстого «порождением ехидны», едва не подняли на копья. Председатель комиссии по образованию, культуре и науке Максим Резник отметил, что даже при предварительном обсуждении тема Иоанна Кронштадтского оказалась настолько конфликтогенной, что члены комиссии решили от греха подальше оставить вопрос на усмотрение парламента.
Затронули и тему антисемитизма прославляемого деятеля. Горячо поддержал Иоанна Кронштадтского «эсер» Анатолий Кривенченко, который заявил, что прямым доказательством того, что бесы есть, служат странички «некоторых депутатов Законодательного собрания под другими именами». «Я не собирался выступать, но эти люди, которые были против Крыма, стали выступать против Иоанна Кронштадтского, я не выдержал», – прокомментировал он.
Спикеру пришлось несколько раз отключать микрофон на трибуне, чтобы выступавших не заносило. Милонов подчеркнул, что ни творчество Льва Толстого, ни его «безбожная дискуссия с церковью» не являются предметом обсуждения, и хотел добавить еще что-то позабористее, но Вячеслав Макаров вовремя нажал на заветную кнопку и попросил депутата «садиться». В качестве финального аргумента Макаров посоветовал всем, кто сомневается в целесообразности праздника 14 июня, сходить несколько раз в Иоанновский монастырь, где находятся усыпальница и мощи святого, и своими глазами увидеть, что памятная дата в честь Иоанна Кронштадтского городу необходима. Депутаты нажали на кнопки, и законопроект прошел-таки во второе чтение.
Непростым выдалось посещение ЗакСа для сенатора Вадима Тюльпанова: депутат Воронцов упрекнул его в несерьезном отношении к вопросу женской привлекательности и припомнил твит о красоте солистки PussyRiot Надежды Толоконниковой. А депутат Виталий Милонов задал своему бывшему шефу заведомо неудобный вопрос о финансировании петербургского метро из федерального бюджета. Тем не менее Вадим Тюльпанов на все вопросы ответил честно и подробно (депутаты даже узнали, какой вид открывается из окна сенатора на недостроенный стадион на Крестовском острове). Вот только Смольный сразу после появления новостей с его цитатами обиделся, принялся уточнять информацию и опровергать. А сенатор подчеркнул, что может делать свои доклады в ЗакСе хоть раз в полгода, хоть раз в квартал – в зависимости от того, какое решение примут петербургские парламентарии.
Тюльпанов оказался в ЗакСе единственным единороссом без георгиевской ленточки. «А мне ленточку никто не предложил, – ответил Тюльпанов на вопрос корреспондента «Фонтанки». – Но я Крым и без ленточки поддерживаю».
Венера Галеева, «Фонтанка.ру»