Конституционный суд разблокировал людям, привлекавшимся к уголовной ответственности, доступ к службе в полиции. Такое решение, как стало известно сегодня, КС вынес 21 марта в закрытом режиме. Он признал несоответствующей Конституции статью 82 закона «О службе в органах внутренних дел», которая теперь будет изменена.
Оспоренная норма – один из многочисленных «криминальных фильтров», введенных российскими законодателями в 2011 году. Тогда Госдума ограничила возможность работать по профессии для учителей, подвергавшихся уголовному преследованию, запретила бывшим уголовникам участвовать в выборах и усыновлять детей. «Под раздачу» попали и стражи порядка. В профильном федеральном законе черным по белому обозначили: «основанием для прекращения контракта» с ними может стать «осуждение за преступление» или прекращение уголовного преследования по любым нереабилитирующим основаниям. Таковыми, напомним, являются истечение срока давности, примирение сторон, акт об амнистии, деятельное раскаяние.
После того, как норма вступила в силу, в России, как это водится, начались чистки. Из полиции были уволены все четыре автора заявлений в КС – А. М. Асельдеров, К. Г. Рабаданов, Г. К.Сулейманов и Е. В. Тарышкин. Даже несмотря на то, что свои преступления они совершили в начале 2000-х по «легким» статьям Уголовного кодекса. А деяние господина Тарышкина (его пытались привлечь к ответственности за оскорбление), даже было декриминализовано.
Не добившись восстановления в должности, четверо экс-полицейских обратились в Конституционный суд. Они сочли, что ситуация нарушает их права на труд, равенство перед законом и судебную защиту.
КС с такой постановкой вопроса согласился. Действующее правовое регулирование ставит некоторых сотрудников органов внутренних дел «в неравное положение», они «не получают реальной защиты своих прав, в том числе судебной», счел Конституционный суд. Он велел законодателям переписать оспоренную статью. Теперь люди, преследовавшиеся за декриминализованные преступления, вновь смогут служить в полиции. Как и те, кто помирились с обиженной стороной до вступления в силу «криминального фильтра». Для остальных полицейских с уголовным прошлым действие запретительных поправок сохранится.
Дела Асельдерова, Рабаданова, Сулейманова и Тарышкина будут пересмотрены, добавил КС.
Напомним, ранее суд последовательно смягчил «криминальные фильтры» для учителей, усыновителей и граждан, претендующих на выборные должности.