Вслед за Барселоной, Парижем и Нью-Йорком в Северной столице заработает новая система транспорта – общественный велопрокат. Первые 30 прокатных точек, работающих от солнечных батарей, появятся уже весной. Теоретически новым транспортом сначала смогут воспользоваться гости Петербургского экономического форума. Парковки, по информации активистов, могут появиться у «Ленэкспо» и гостиниц ПЭФа.
В Петербурге вслед за Москвой появится новая система общественного велопроката. Банк Москвы, входящий в группу ВТБ, к июню этого года установит в центре около 30 точек аренды велосипедов. Об этом 27 марта на встрече с активистами «Велосипедизации Петербурга», «ВелоПитера» и молодежной коллегии при губернаторе сообщил начальник отдела перспективного развития КРТИ Александр Мишкевич.
Точный перечень адресов, как и стоимость сервиса, еще согласовывается. Публично эти точки не обсуждаются, рассказала координатор «Велосипедизации» Дарья Табачникова. Известно лишь, что пункты проката появятся в Центральном и Адмиралтейском районах у станций метро, вокзалов и общественных пространств – площадей и скверов. Единственная конкретика – велопрокаты намерены установить у выставочного комплекса «Ленэкспо» и гостиниц Петербургского международного экономического форума.
Всего в центре Петербурга 9 пятизвездочных гостиниц: «Астория», «Англетер», W и Four Seasons – у Исаакиевской площади, Kempinski – на Мойке у Дворцовой площади, Radisson и Corinthia St Petersburg – на Невском проспекте, «Европа» – на Михайловской и «Эрмитаж» – на Миллионной улице. Логично предположить, что у них парковки должны появиться уже в середине мая: ПЭФ пройдет в Петербурге 20 – 22 мая.
Аналогичную систему 1 июня прошлого года Банк Москвы запустил в столице. Инвестиции составили около 100 миллионов рублей. К началу сезона банк установил 30 точек со 150 велосипедами, а к концу октября в центре города довел их количество до 104 пунктов с тысячей байков. В новом сезоне проект расширится еще больше: число станций велопроката достигнет 300, а велосипедов на них – 5 тысяч, уже заявили власти Москвы.
Для оплаты проката выстроена двухуровневая система. Сначала велосипедист должен зарегистрироваться на сайте и оплатить абонемент на день, неделю, месяц или сезон – от 100 до 950 рублей. За эту сумму он сможет совершить неограниченное количество поездок, но на срок не более 30 минут каждая. Если же время катания превышает полчаса, с карты будут сниматься дополнительные деньги. Чем дольше катание – тем оно дороже. Если час обойдется в 30 дополнительных рублей, то два часа – уже 90, три – 300, а сутки – 1500 рублей. За 5 месяцев услугой воспользовались 20 тысяч человек, совершив 70 тысяч поездок.
Такая система стимулирует велосипедистов использовать байки в качестве транспорта, а не для развлечения и отдыха, поясняет сооснователь «Городских проектов» Илья Варламов. Между тем пока что именно как транспорт велосипед воспринимают далеко не все москвичи. «По статистике, жители Москвы имеют 3 – 4 миллиона велосипедов на 12 миллионов жителей, но на улице велосипедиста не встретишь. Их используют для катания за городом или в парках. И именно там сосредоточена вся основная велоинфраструктура», – говорит Илья Варламов.
Кроме того, пользователи проката столкнулись с еще одной проблемой: велосипеды часто ломались и подвергались актам вандализма. Были и кражи. Только за первый месяц работы велопроката было украдено 15 байков.
В Петербурге, с одной стороны, ситуация лучше. Велосипедистов на улицах гораздо больше. По данным исследования НИИ автотранспорта, регулярно используют велосипед для поездок 3,2% горожан. С другой стороны, инфраструктуры для передвижения по городу на велосипеде в Петербурге также нет. Вопрос о выделении средств на развитие велодвижения и проектирование велодорожек в течение месяца будет рассмотрен комитетом по финансам, рассказал активистам велодвижения Александр Мишкевич. Теоретически комитет сможет внести средства на эти цели в бюджет в рамках весенней корректировки финансового документа, которая пройдет до конца апреля. Если же финансирование на велоинфраструктуру выделено не будет, ее развитие будет снова отложено.
Проект концепции развития велосипедного движения в Петербурге был подготовлен комитетом по транспортно-транзитной политике в 2012 году. С тех пор документ несколько раз подновлялся, хотя перечень планируемых маршрутов остался неизменным. После того как концепция наконец будет утверждена, комитет намерен приступить к проектированию маршрутов. А потом и к их воплощению там, где это возможно. По существующим ГОСТам, строить велодорожки можно только на тротуарах или отдельных полосах. На автодороге же велосипедисты должны просто двигаться в крайнем правом ряду.