Смольный перестал рассматривать «Метрострой» как единственно возможного подрядчика строительства метро Петербурга. На возведение за 26 млрд рублей линии от «Приморской» до «Улицы Савушкина» может заявиться компания «Бамтоннельстрой», подконтрольная Геннадию Тимченко. Это вторая фирма в стране, обладающая необходимым для этого щитом диаметром 10,7 м. Аналогичный проходческий комплекс «Метростроя» задействован на Фрунзенском радиусе, и его не успеют вывести к началу строительства Невско-Василеостровской линии.
Прогноз вице-губернатора Петербурга Марата Оганесяна, озвученный в декабре 2013 года, о возможном выходе в 2014 году на местный рынок строительства метро иногородних компаний, похоже, начинает сбываться. Как стало известно «Фонтанке», в середине марта в Смольном состоялась встреча вице-губернатора с представителями ряда российских компаний, которые занимаются строительством метро и автомобильных тоннелей. Они были приглашены как возможные кандидаты на строительство продолжения Невско-Василеостровской линии метрополитена от «Приморской» до «Улицы Савушкина» с промежуточной «Новокрестовской».
Среди наиболее внушительных компаний помимо «Метростроя» в совещании приняли участие представители красноярской компании «Бамтоннельстрой», совладельцем которой является московская группа СК «Мост» Геннадия Тимченко, чье имя в последнее время звучит в связи с включением в санкционный список Запада. По информации «Фонтанки», принимали участие также представители московской компании «Космос», которая строит Синопский тоннель в Петербурге, и ряд других, в том числе иностранных, фирм.
Как объяснили «Фонтанке» источники, логика собрания предельно проста. Во-первых, прокладку продолжения Невско-Василеостровской линии необходимо будет осуществить проходческим щитом диаметром 10,7 м, с помощью которого возможно сооружение двухпутных тоннелей. Во-вторых, в Смольном опасаются, что «Метрострой», который таким щитом прокладывает сейчас тоннель Фрунзенского радиуса, может не успеть завершить работу на объекте к декабрю 2014-го — январю 2015 года, когда планируется начать прокладку тоннелей Невско-Василеостровской линии. В-третьих, кроме «Метростроя» единственной компанией в России, имеющей такой же проходческий комплекс, является «Бамтоннельстрой».
Компания, подконтрольная Геннадию Тимченко, известна строительством 22 железнодорожных тоннелей на Северо-Кавказской, Восточно-Сибирской, Дальневосточной, Забайкальской и Красноярской железных дорогах. Кроме того, компания строила перегонные тоннели и станции в метрополитенах Новосибирска, Екатеринбурга, Москвы, Днепропетровская и Алма-Аты. А также возводила сооружения по сбросу воды на Саяно-Шушенской ГЭС и несколько промышленных объектов — саркофаг на Чернобыльской АЭС (после катастрофы), взлетно-посадочную полосу аэропорта Улан-Удэ, кабельный коллектор в Москве.
Весной 2017 года на строящемся стадионе на Крестовском острове перед ЧМ-2018 должен пройти восьмой по счету футбольный турнир национальных сборных — Кубок конфедераций, который традиционно считается репетицией чемпионата мира. В связи с этим станцию «Новокрестовская», которая расположится западнее стадиона на намыве (возведением намыва сейчас занимаются партнеры Олега Дерипаски), Смольный намерен открыть именно к этому времени, чтобы «отрепетировать» транспортную схему работы новой линии в преддверии сильных нагрузок во время чемпионата 2018 года.
В то же время в Смольном в неофициальных разговорах высказывают недовольство качеством и темпами работ «Метростроя» на Фрунзенском радиусе. Поэтому у чиновников нет уверенности, что с учетом этой оценки компания сможет к намеченному сроку начать работы на Невско-Василеостровской линии. «Чтобы успеть открыть «Новокрестовскую» в 2017 году, строительство линии должно начаться раньше, чем закончатся работы на Фрунзенском радиусе», — говорят собеседники «Фонтанки» в Смольном.
Продолжение Невско-Василеостровской линии будет вестись в четыре этапа:
– подготовка строительных участков (тендер с начальной ценой 188 млн рублей проходит в настоящее время, в нем участвует «Метрострой»);
– вынос коммуникаций (конкурс планируется объявить в конце лета 2014 года);
– сооружение котлованов, подготовка участков для прокладки тоннелей (2 апреля проект, подготовленный «Ленметрогипротрансом», будет направлен в Главгосэкспертизу, конкурс планируется объявить в конце 2014 года);
– прокладка тоннелей и сооружение станций (самый крупный по объему работ (около 80 – 90 процентов) проект делает «Ленметрогипротранс», он будет направлен на экспертизу летом).
Общая стоимость строительства без учета дефлятора (коэффициента пересчета цен) составляет 23,9 млрд рублей в ценах 2013 года. С пересчетом на цены в ближайшие годы сумма изменится. Предположительно она и составит около 26 млрд — именно эту сумму Смольный объявлял как необходимую для проекта. 50% денег выделят из федерального бюджета, поскольку продолжение линии входит в число объектов транспортной инфраструктуры, необходимых городу к ЧМ-2018.
В «Метрострое», по информации «Фонтанки», не знают подлинных причин политики Смольного, однако уже ощущают ее проявления. Работать подрядчику со временем все тяжелее, «ощущается некое непрекращающееся давление». «Если раньше, к примеру, Смольный закрывал на какие-то вещи глаза, то сейчас этого не происходит», — обтекаемо говорят собеседники «Фонтанки».
Официально в правительстве Петербурга озвучивают иной взгляд на ситуацию.
«Нашим основным партнером по-прежнему остается «Метрострой», — сообщили «Фонтанке» в аппарате Марата Оганесяна. — А встреча, которая проходила в середине марта и которые, возможно, будут проходить в будущем, была созвана для обмена опытом и технологиями, в том числе не только российскими, но и мировыми».
Отметим, что 1 апреля КРТИ подвел итоги конкурса на вынос сетей на Фрунзенском радиусе с начальной ценой 421 млн рублей. В нем участвовали «Метрострой» и петербургская компания СМУ-303, которая специализируется на работе с сетями. По информации «Фонтанки», победителем признано СМУ-303.
Кстати, недавно единственный проектировщик петербургского метро — «Ленметрогипротранс» — впервые проиграл конкурс Смольного по этому виду работ — на проектирование части Фрунзенского радиуса. Победителем стала московская фирма «Метрогипротранс», принадлежащая партнерам Романа Абрамовича. Уже заключен контракт.
Александр Аликин,
«Фонтанка.ру»