Сейчас

-1˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

-1˚C

Пасмурно, Без осадков

Ощущается как -3

1 м/с, вос

750мм

96%

Подробнее

Пробки

1/10

Александр Урицкий: У «Спартака» в бюджете на следующий сезон нет ни одного рубля

801
ПоделитьсяПоделиться

Перед началом сезона-2013/14 баскетбольному «Спартаку» отводили роль безоговорочного аутсайдера. Прошлым летом петербургскому клубу пришлось существенно сокращать бюджет, освобождаться от всех дорогостоящих игроков и в условиях жесткого цейтнота почти с нуля создавать новую команду под руководством Гундарса Ветры. Тем не менее «красно-белые» смотрелись весьма достойно и даже вышли в плей-офф Единой лиги ВТБ. «Фонтанка» расспросила президента «Спартака» Александра Урицкого, как для команды сложился спортивный год, собираются ли спонсоры поддерживать клуб и не последуют ли летом сигналы SOS.

Мы стали третьими в лиге по числу задействованных русских игроков

– Давайте начнем с главного. Что вы подумали, когда «Донецк» внезапно снялся с Единой лиги ВТБ, а «Спартак» попал в плей-офф? Вы обрадовались или огорчились, что придется еще проводить, как минимум, два матча?

– Было бы странно, если бы мы огорчились, потому что любая команда хочет побеждать, даже в тренировочных матчах. От того, что мы попали в плей-офф, «Спартаку» только плюс, хотя мы узнали о ситуации в «Донецке» за две недели до того, как клуб снялся с турнира, поэтому больше следили за «Туровом». Мы довольны, что вышли в плей-офф, что ситуация не такая безнадежная, работа, которую провели люди, дала пусть пока не осязаемый, но результат. В то же время мы получили головную боль, потому что благодаря «уникальной» формуле турнира мы остались на месяц без игровой практики. Команда 4 апреля приступает к тренировкам, мы ломаем голову, как совместить их с товарищескими матчами, чтобы качественно подготовиться к плей-офф. Наверное, не слишком стоит радоваться тому месту, что мы заняли, но для этой команды этот результат хороший.

– Если вернуться в начало сезона, каким он виделся руководству клуба? Все вокруг говорили, что «Спартак» станет мальчиком для битья. Какие прогнозы были у вас?

– Мы изначально не думали, что будем мальчиками для битья. Наверное, за исключением матча с УНИКСом и домашней игры с «Донецком», нельзя сказать, что кто-то нас уничтожил и что с нами кому-то было легко. Понятно, что соперники пытаются использовать наши слабые стороны, зная об ограниченной ротации игроков, все анализируют и видят, как закрыть наших лидеров. В начале сезона мы исходили из того, что команда должна сложиться на несколько лет. 

Кто бы что ни говорил, а на мой взгляд, мы провели эксперимент с достаточно большим количеством русских игроков. Если бы у нас стояла задача добиться результата за короткий момент, то мы бы пошли по пути «Красного Октября», взяли шесть-семь легионеров, близких к их уровню нескольких русских игроков и игроков – спарринг-партнеров. Но такой путь мы для себя не приняли, хотя понимали, что даже по деньгам, может быть, это было бы лучше. Но в отличие от американцев, которых можно найти в любое время суток, из российских игроков, когда сезон уже фактически начался, выбор был очень ограничен. Для нас более приятно, что мы дали шанс Кощееву, шаг вперед удалось сделать Фидию, в отдельныхм матчах показал себя Максим Ткаченко. Да, мы хотели добиться несколько большего, не буду называть имена игроков, но пара человек могла себя показать по-другому. Но, наверное, в жизни чудес не бывает, и даже тот микроскопический прогресс части баскетболистов – это уже неплохо. 

Мы полностью перестроили молодежный департамент. Наша команда и в чемпионате Единой лиги ВТБ, и в молодежных чемпионатах – одна из самых молодых, и мы будем идти этим курсом дальше. У нас не слабые игроки, просто нет глубины состава. Если бы к основе добавить трех-четырех баскетболистов уровня Бостича и МакГрата, картина была бы совершенно иная. Вспомните, когда к нам пришел Бостич, игра команды стала намного вариантивнее. Многие были недовольны тем, что у нас якобы мало игрового времени получают россияне. Но мы посмотрели, из десяти команд Единой лиги ВТБ мы занимаем третье место после «Триумфа» и «Нижнего Новгорода» по числу задействованных русских игроков. При этом не надо забывать, что у них в составе по два человека уровня сборной России, что проще. Кстати, мы активно следим за этими клубами. Можно пойти по пути «Нижнего Новгорода» – брать русских игроков, не проходящих в основной состав ЦСКА и других топ-клубов, а можно – «Триумфа», обходиться своими ресурсами, что нам ближе. Но мы идем по этому пути больше полугода, а у этих команд бэкграунд 3–5 лет. Наверное, неправильно сравнивать, потому что пройти этот путь за столь короткое время невозможно. Многие думали, что в итоге у нас получится хуже, у нас такие опасения тоже были, но вышло по-другому. Да, мы попали в плей-офф благодаря снятию «Донецка», но в то же время мы обыграли «Летувос Ритас», «Нижний Новгород», поэтому наша заслуга в попадании плей-офф есть.

– Соперник по плей-офф – «Триумф». У «Спартака» есть амбиции пройти дальше?

– Амбиции есть всегда, даже когда, условно говоря, играешь в карты. Есть четыре команды, которые нам не по плечу, вернее, мы их можем пройти, но только если у них все будет плохо, а у нас слишком хорошо, причем сразу в нескольких матчах — ЦСКА, «Локомотив-Кубань», УНИКС и «Химки». «Нижний Новгород», «Триумф» в целом нас сильнее и сбалансированнее, но это не значит, что с ними нельзя играть. «Триумф» – команда, которая работает по одной схеме, у которой один и тот же тренер, есть русские игроки. Неудобная для всех команда, играет в быстрый баскетбол. Кажется, что он авантюрный, но на самом деле у них для результата есть все — бросающий Лэндри, мяч могут разыгрывать сразу несколько человек — Кулагин, Воронов, Вихров. У них все «центрят». У «Триумфа» в обойме восемь игроков, у нас шесть, но это не значит, что мы не можем побороться. Работа тренера в том и состоит, чтобы в полной мере подготовить команду к матчам. Они знают наши слабые стороны, мы тоже знаем, как играет «Триумф». В серии из трех матчей очень важен первый, хотя то, что две игры (третья игра – при равенстве в серии) пройдут на выезде, конечно, для нас не в плюс.

Суровцев и Нестеров оказались не готовы к большим нагрузкам

– Выход в плей-офф — это хорошо. Но что разочаровало по ходу сезона?

– Кому-то из игроков удалось сделать шаг вперед в развитии, кому-то нет. Это спорт, мы ведь не можем давать игровое время тем баскетболистам, которые его не заслуживают. Все знают, что два игрока — Суровцев и Нестеров — отстранены от тренировок в общей группе. В любой команде есть разочарования. Это простой вопрос: посмотрите, кто получал мало игрового времени, и делайте выводы. Для молодых сидеть на скамейке запасных – нормальное явление. Для 30-летних баскетболистов — нет. Отчислены ли Нестеров и Суровцев из команды? У них есть контракт, который они исполняют, им составили тренировочный график. Когда был период дозаявок, мы были заинтересованы, чтобы они нашли новый клуб, но по разным причинам ни они, ни их агенты вариантов для трудоустройства не нашли. Мы же не стали искать, как их отчислить из команды. Нет ни тренировок в шесть утра, ни, условно говоря, метаний диска. Нестеров и Суровцев тренируются для себя, чтобы быть в форме, и получают за это зарплату.

– Вопрос только в том, что они не выдержали конкуренцию, или в чем-то еще?

– У нас есть, так скажем, стартовая восьмерка, есть ежедневный тренировочный процесс, есть поведение игроков внутри коллектива, в раздевалке. Хотя ключевой является, конечно, спортивная составляющая. Тот и другой не убедили тренерский штаб в своей необходимости. Суровцев лечился два месяца. В сезоне он проявил себя в одном матче с «Туровом», Нестеров тоже не блистал. Да, он был капитаном команды. У него длинная карьера, в какие-то периоды себя показывал, в каких-то следовал провал. У него был неплохой сезон в «Спартаке-Приморье», но надо учитывать, что в ПБЛ был щадящий календарь, когда можно подвести себя к матчам. Когда осенью у нас шли матчи один за другим, Суровцев и Нестеров не справились с высоким темпом. Это все равно как если бы у автомобиля во время форсажа посыпались детали. Суровцев и Нестеров оказались не готовы к большим нагрузкам и интенсивности. 

– Приглашение их в команду – ошибка селекции?

– Переговоры с баскетболистами о трудоустройстве начинаются в апреле и завершаются в июне, а мы набирали в команду в конце лета, когда выбор игроков уже очень ограничен. Мы посмотрели нашу молодежь, пришли к выводу, что вряд ли кто-то из них сумеет пробиться в основной состав (Князюк и Писарчук, уехавшие в Самару, пока не проявляли себя в Суперлиге). Нестеров, Суровцев на каком-то этапе нам помогли, но мы ожидали от них большего. Королев помог больше, чем они, хотя и он не получает сейчас достаточной игровой практики.

– Вылет команды из Кубка Европы как перенесли?

– Наверное, для команды это даже стало плюсом. Все же понимают, что у нас ограниченная ротация. 30-летнему американцу проще восстанавливаться, когда есть время до следующего матча, чем играть через каждые три дня с перелетами и переездами. Конечно, хотелось пройти как можно дальше, но мы видели, что нам не хватает игроков. И сейчас мы никого не взяли, хотя остальные команды усилились. «Нижний Новгород», например, взял Рочести, «Триумф» – Воронова, Понкрашов ушел в «Локомотив», Быков — в УНИКС, «Красный Октябрь» пригласил иностранцев. Мы бы тоже хотели усилиться, но такой возможности нет. Мы видели, что нам не хватает игроков, команда не сбалансирована. Мы начали сезон и думали о том, что деньги есть только до начала декабря, в процессе переговоров появилось понимание, что мы сможем доиграть сезон и пригласили Бостича, тем самым закрыв позицию 2 – 3 номера.

Руководство ведет перманентные переговоры со спонсорами

– Тот факт, что «Спартак» вышел в плей-офф, может повлиять на спонсоров и потенциальных партнеров в плане помощи команде?

– Владельцы клуба делают все, чтобы команда жила. Мне тоже хочется понимать перспективы. Мы начали строить команду исходя из понимания, что у нас впереди три года, после чего будет виден результат нашей деятельности. Переговоры со спонсорами носят перманентный характер, но пока, честно говоря, сложно что-то спрогнозировать. Надо понимать, что для компаний, с которыми мы сотрудничаем – «НОВАТЭКом» и «СИБУРом», – спонсорство клуба — это форма социальной ответственности. И у них пока больших проектов в Петербурге нет, что усложняет переговоры.

– Сложная ситуация на Украине каким-нибудь способом может отразиться на «Спартаке», учитывая зависимость клуба от крупных компаний?

– О международных санкциях говорят. Но ситуация на Украине скорее скажется на Единой лиге ВТБ. Уже сейчас можно сказать, что в следующем сезоне лига будет принципиально иная, скорее всего из состава выйдут литовские клубы.

– Как только в соседней республике начался политический кризис, многие легионеры покинули украинские клубы. Вы ожидаете, что в Россию хлынет поток иностранных баскетболистов с Украины?

– В баскетболе произошло то же самое, что и в футболе. Легионеры ушли из всех клубов, кроме «Химика» и «Будивельника», которые на тот момент играли в еврокубках. Украинский спорт устроен не так, как российский, он частный. Когда проблемы в стране, владельцам клубов особенно не до спорта. С Украины уехало много игроков различной квалификации и на любой бюджет. В Израиле сейчас играют 130 американцев. Что касается потока в Россию, у нас не увеличивается количество платежеспособных клубов. Есть «большая четверка», есть стабильные «Енисей» и «Триумф» и все остальные.

– Как только в соседней республике начался политический кризис, многие легионеры покинули украинские клубы. Вы ожидаете, что в Россию хлынет поток иностранных баскетболистов с Украины? 

-– В баскетболе произошло то же самое, что и в футболе. Легионеры ушли из всех клубов, кроме «Химика» и «Будивельника», которые на тот момент играли в еврокубках. Украинский спорт устроен не так, как российский, он частный. Когда проблемы в стране, владельцам клубов особенно не до спорта. С Украины уехало много игроков различной квалификации и на любой бюджет. В Израиле сейчас играют 130 американцев. Что касается потока в Россию, у нас не увеличивается количество платежеспособных клубов. Есть «большая четверка», есть стабильные «Енисей» и «Нижний Новгород" и все остальные.

– Вы уже знаете, какую команду вы бы хотели видеть на следующий сезон?

– Представление есть, какие игроки нам нужны. Но в то же время это сложно, потому что мы с февраля ждем, как разрешится финансовая ситуация на следующий сезон, чтобы мы могли продвинуться с игроками в переговорах и продлили с кем-то контракты. Пока такой возможности нет, хотя мы заинтересованы и в иностранцах, и в российских игроках, которые есть в команде. Я не хочу прошлогодней истории. Не хочу подписывать контракты, организовывать сборы, и чтобы потом выяснилось, что мы не можем их оплатить и выполнить условия соглашений. Вообще у нас уникальная ситуация: обычно клубы поддерживаются или руководителями госкомпаний, или губернатором. В «Спартаке» третий вариант, когда владельцы, руководство заинтересованы в сохранении команды и ведут интенсивные переговоры со спонсорами, встречаются с людьми, хотя все они занятые люди. Можно вспомнить и еще одну уникальную ситуацию. В Сочи хотят создать хоккейную команду уровня КХЛ и аргументируют эту идею тем, что есть хороший дворец спорта. Все, кто к нам приезжал, говорили, что в Петербурге лучший дворец в России, учитывая тренировочные площадки, бассейн, тренажерный зал. У нас есть все, но пока нет денег.

– Финансовый кризис, о котором настойчиво говорят, тоже ведь далеко не союзник?

– Если вы говорите о поддержке города, то... Все знают, что губернатор любит баскетбол, сам довольно часто выходит на площадку. У нас Полтавченко был на открытии «СИБУР-Арены». И все…

– Главный тренер команды Гундарс Ветра заслуживает только положительные отзывы о своей работе. Его не приглашают в другие клубы?

– У него контракт со «Спартаком» действует до лета, но у нас есть опция о продлении еще на один сезон. Все будет зависеть от того, как будет развиваться финансовая ситуация в клубе. Состояние неопределенности ведь не будет длиться до бесконечности. Рано или поздно станет ясно, что будет с клубом. Если «Спартак» будет существовать в том виде, что и сейчас, то главным тренером останется Ветра. Это можно сказать вполне определенно.

«Не хочу думать, что нам придется покинуть лигу»

– Можно ждать, что у «Спартака» будет интересная трансферная кампания?

- У тренера есть на заметке 60 игроков, некоторые из которых подходят под требования «Спартака». Но прежде всего мы будем смотреть, кто останется в команде и кто еще будет на рынке. Например, в прошлом году, когда собирали команду, обратили внимание, что нет забивного игрока, который стабильно приносил бы очки. Если бы у нас такого игрока не было, то побед было бы значительно меньше. В результате выбор пал на Бертта. Трансферная кампания возможна, если мы будем понимать финансирование на будущий год. Хотя уже можно сказать, что курс останется прежним. Нам бы хотелось, чтобы через два года на площадку выходили шесть петербургских игроков. Я не говорю о стартовой пятерке, речь идет об обойме. К сожалению, новых Криленко ждать неоткуда. Чудес не бывает, ситуация в детском спорте оставляет желать лучшего.

– Стивен Бертт, известный непростым характером, в команде останется?

– Это правда, что у Бертта непростой характер. Он проявлялся в раздевалке, на тренировках, даже порой во время матчей. Но тренерский штаб во главе с Гундарсом Ветрой нашел методы работы с Берттом, сумел усмирить его характер. Однако работать со Стивеном несколько сезонов сложно...

– Знаю, что вам бы хотелось вернуть в «Спартак» Антона Понкрашова, да и он сам всегда имеет в виду родной клуб при выборе, где продолжать карьеру. Сейчас заполучить его невозможно?

– Пока нет. Хотя многие петербургские баскетболисты хотят вернуться в «Спартак». Многие интересуются, какая ситуация будет в клубе, звонят агенты, спрашивают, будут ли деньги на будущий сезон. Американцам в Петербурге нравится. У нас лучшая в России арена, клуб предоставляет хорошие условия для проживания игроков, их семей, подруг, здесь есть чем заняться — театры, рестораны, музеи. Петербург — европейский город! Уверяю вас, мы бы смогли дешевле взять игроков, которые идут в ряд других клубов. 

– Учитывая сложную финансовую ситуацию, у вас нет опасений, что летом со «Спартаком» повторится прошлогодняя история, когда клуб лишь в последний момент заявился в Единую лигу ВТБ?

– На данный момент все к этому идет. Хотя в отличие от прошлого года, у нас нет долгов перед игроками. Мы подписали с баскетболистами контракты на один год и исправно их исполняем. Задержек по зарплате у нас нет, клуб функционирует. Но и бюджета на следующий сезон тоже нет. Время идет, никто не говорит, что финансирования не будет, но и ни одного рубля на следующий сезон тоже нет. Пример «Алании», нальчикского «Спартака», «Салюта», волейбольного «Урала», хоккейного «Спартака», который не смог найти 750 миллионов рублей, говорят  о том, что нашу ситуацию трудно считать уникальной в истории российского спорта. Я бы даже назвал ее типовой. Ждать, что от кого-то придет помощь... Поиск финансирования — наша забота.

– Как вы думаете, когда может наступить ясность с будущим «Спартака»?

– Вопрос может решиться в любой день, а может не решиться и вовсе. Время идет, а возможностей для маневра все меньше. Переговоры со спонсорами активно идут, руководство клуба проводит встречи, но... Мы находимся в режиме ожидания.

– Вы рассматриваете вариант, при котором «Спартаку» придется отказаться от Единой лиги ВТБ? 

– Не хочется говорить об этом и даже думать. Мы провели большую работу, расчистили всю кредитную историю. У команды нет долгов. Хотя меня волнует апрель. Команде нужно тренироваться, платить за аренду зала, выезжать на матчи. Все эти траты не вписываются в бюджет клуба...

Беседовал Артем Лисовский, "Фонтанка.ру"

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close