Несмотря на то, что проект производства «Ё-мобиля» свернут Михаилом Прохоровым, а все технологические наработки его компании проданы Центральному научно-исследовательскому автомобильному и автомоторному институту, руководство «Ё-авто» все еще не теряет надежды запустить производственный комплекс, отстроенный компанией в технопарке Марьино. Теперь, как выяснила "Фонтанка", планы компании связаны с размещением в принадлежащих ей зданиях линий по сборке электробусов и автокомплектующих. Эксперты относятся к этим проектам со скепсисом.
Производственный комплекс ООО «Ё-авто» в индустриальном парке Марьино может остаться в собственности компании, несмотря на решение Михаила Прохорова. Бизнесмен, как сообщили 7 апреля СМИ, отказался от проекта своего гибридного автомобиля, "поскольку в текущей экономической ситуации реализация проекта не представляется возможной". Что же будет с уже почти построенным в Петербурге комплексом, задалась вопросом "Фонтанка".
Как оказалось, вполне вероятно, что от него компания Прохорова отказываться не будет. Об этом «Фонтанке» рассказал руководитель предприятия Андрей Гинзбург. По его словам, на сегодняшний день существует несколько вариантов развития комплекса, одним из которых может стать проект по производству в технопарке «гибридных транспортных средств» для муниципального транспорта. Вторым вариантом может стать производство автокомпонентов. Оба проекта возможны только совместно с другими инвесторами, потенциальный круг которых не разглашается. В проекте производства автокомпонентов речь идет о создании комплектующих из армированного пластика.
«Подобные технологии уже используются в Европе и активно внедряются на заводах США и Японии. Из этого материала могут создаваться, в частности, моторные отсеки и полубагажники. Армированный пластик легче металла и дешевле его в производстве. Он не так прочен, но для увеличения безопасности пассажиров в конструкции салона предусмотрены защитные детали», – сказал Гинзбург.
Генеральный директор принадлежащего Группе ОНЭКСИМ предприятия подчеркнул, что проекты производства гибридных транспортных средств и автокомпонентов не являются взаимоисключающими.
И только если заинтересованных в создании таких производств не найдется, производственные площади компании планируется продать. В крайнем случае комплекс будет использован под складские помещения, но, по словам главы «Ё-мобиля», этот вариант наименее желателен для компании и акционеров: «Объект этот достаточно сложный и объемный по вложенным инвестициям».
Андрей Гинзбург отказался назвать цену, по которой компания планирует выставить комплекс на продажу, если не найдет соинвестора. Но отметил, что она ниже озвученной ранее в прессе суммы в $1-1,5 млрд.
Управляющий директор ЗАО «ВТБ Капитал Управление Активами», развивающего индустриальный парк Марьино в Петродворцовом районе, Владимир Вишневский рассказал «Фонтанке», что производственный комплекс представляет собой два здания. «Первый корпус, по всей видимости, предназначен непосредственно для производства. Второй строился как смешанное административно-производственное здание», – объяснил руководитель управляющей компании.
По его словам, высокое производственное здание, по всей видимости, привязано к технологии сборки автомобилей, поэтому не связанному с автопромом инвестору в случае покупки вряд ли удастся без существенных изменений приспособить его под производственные нужды. Также на территории комплекса находится временное сооружение для размещения служб заказчика и генпроектировщика.
Предназначавшиеся некогда для сборки «Ё-мобилей» производственные площади, по мнению Владимира Вишневского, благодаря потребности действующих автозаводов в локализации могут приглянуться производителям автокомпонентов. Российские производители комплектующих, как правило, не отвечают требованиям иностранных автосборщиков к качеству, поэтому интерес к комплексу стоит ожидать со стороны иностранных производителей комплектующих либо совместных консорциумов. Возможен также интерес со стороны логистических компаний.
Сумму, за которую может быть продан комплекс, Вишневский не взялся оценивать, обосновав это тем, что объекты недвижимости нестандартны по своим параметрам.
По информации «Фонтанки», в производственных корпусах на сегодня отсутствует оборудование. К тому же не выкуплена мощность в размере 5МВт.
Гендиректор аналитического агентства «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин назвал перспективы производства в Марьино муниципального транспорта и комплектующих туманными. В первом случае новым транспортным средствам придется вытеснять с рынка автопроизводителя Scania, уже поставлявшего автобусы для города. А в производстве автокомплектующих не ясен конечный потребитель продукции: материалы, используемые обосновавшимися в Петербурге производителями, определяются головными офисами в Японии и США. Корпорации стремятся к унификации и не станут делать исключение для отдельных заводов, пусть даже речь будет идти о самых передовых технологиях. К тому же в свете возможного распространения преференций ОЭЗ на территории действующих автопроизводств производителям автокомплектующих будет выгоднее расположить свои предприятия там, а не вкладываться в проект «Ё-авто».
Герман Костринский, Андрей Захаров
"Фонтанка.ру"