Национальный перевозчик Финляндии в этом году празднует 50-летие начала полетов из Хельсинки в Петербург. 4 апреля 1964 года первый самолёт отправился в советский аэропорт Пулково. За эти годы количество рейсов Finnair в Северную столицу выросло с 2 до 10 в неделю, а с 26 апреля число полётов увеличится до двух в сутки.
Петербург, как рассказал Аллистер Патерсон, - убыточное направление для авиакомпании. Негативное влияние на развитие авиасообщения между Северной столицей и Хельсинки, по его мнению, оказал скоростной поезд «Аллегро», отнявший часть пассажиропотока. «Но если посмотреть с другой стороны, на поезде в Хельсинки приезжает большое количество людей, которые затем пересаживаются в самолёты. Поэтому я считаю, что на этом направлении достаточно пассажиров, и мы можем удвоить количество рейсов в Петербург», - сказал господин Патерсон.
«Мы пока используем 3 направления: Москва, Санкт-Петербург и Екатеринбург. В феврале состоялись межгосударственные переговоры, в результате которых финским авиакомпаниям разрешили летать в Самару, Нижний Новгород и Казань (подробнее). Нам интересны все эти направления, но пока я не могу назвать точную дату начала полётов. Развитие в России вообще является для нас одним из приоритетных направлений. На самом деле до начала переговоров мы предоставили список городов, куда мы бы хотели летать. Пока полёты туда не разрешены, но как только это случится, я надеюсь, что мы сможем очень быстро запустить рейсы. Например, в нашем списке есть Новосибирск», - рассказал он.
Обострение отношений между Европой и Россией из-за ситуации на Украине может внести коррективы, однако господин Патерсон надеется, что этого не случится: «Прежде всего надо сказать, что мы раньше летали из Хельсинки в Киев, но больше этого не делаем. Маршрут не приносил прибыли. На самом деле мы не фокусируемся на том направлении вообще, для нас важнее полёты в Санкт-Петербург и Москву. Что касается санкций со стороны Европы, США и России, то, как правило, они не касаются авиакомпаний. Для нас важен рост в России, поэтому мы увеличиваем частоту рейсов, запускаем рейсы в новые направления, заключили кодшеринговый договор с S7 Airlines. Мы не думаем, что ситуация обернется для нас ущербом, и надеемся, что сможем дальше развивать российское направление».
К 2020 году Finnair собирается удвоить количество пассажиров в сравнении с показателями 2010 года. Основное направление – полёты в Азию. Недавно Finnair заключила кодшеринговые соглашения с British Airways и JAL на маршрутах в «сибирском» направлении (слово «сибирский» здесь не означает Россию или Сибирь, так в компании называют полёты из Европы в Азию). «Это соглашение приносит нам около 20% общего дохода. Доля продаж в России составляет менее 5% от общих доходов Finnair. Самый большой рынок для нас – внутренние полёты в Финляндии, на втором месте – Япония, куда летают три рейса в день. По поводу третьего места я не уверен, возможно, это Китай», - сказал коммерческий директор Finnair.
Для увеличения показателей к 2020 году Finnair привлечёт инвестиции. Их основная часть – около 1 млрд евро – будет потрачена на приобретение самолётов. В следующем году Finnair ожидает 11 новых Airbus A350 в 8 различных конфигурациях. Ещё один способ наращивать пассажиропоток – это расширение альянса One World, в котором состоит Finnair. Из российских авиакомпаний туда входят S7 Airlines и её дочерняя авиакомпания «Глобус».
При этом с 2011 года компания реализует стратегию по сокращению расходов, и одним из шагов может стать увольнение 700 бортпроводников, сокращение затрат на заработную плату. «Мы можем ожидать, что если пилоты будут недовольны условиями работы, то они уйдут в другие авиакомпании, в том числе и в Россию, которая собирается разрешить наём иностранных пилотов. С другой стороны, один из наших серьёзных конкурентов на рынке Северной Европы – Norewgian Air Shuttle – платит пилотам ещё меньше, но у них нет проблем с поиском экипажей», - рассказал Алистер Патерсон.