Солнечное утро понедельника, 7 апреля, ознаменовалось уникальным для Петербурга ДТП – уникальным по количеству участников. Разные ведомства называют разные цифры: от 18 до 30 автомобилей, а очевидцы – и все 50. Точно известно, что началось все в 7:50 на 138-м километре внутреннего кольца КАД, на отрезке между Кронштадтом и Горской (Невская сторона КЗС). Сколько именно произошло аварий в этой «каше», сказать сложно: ГУ МЧС по Петербургу выделило три, УГИБДД по Петербургу и области – около десяти, Дирекция КЗС – четырнадцать. Пострадали, по разным данным, от двух до пяти человек. Пробка растянулась на 5 километров и, для многих, на 1,5 часа. Едины в своих оценках только автомобилисты, обсуждающие ДТП на форумах: на летнюю резину переходить пока рано.
Молодой человек, который, по всей видимости, стал первым в этом сложносоставном ДТП, рассказывает, что ехал с не очень высокой скоростью, так как дорога была ощутимо скользкая, и в глаза било солнце. Увидев, что впереди притормаживают, тоже нажал на тормоз, автомобиль понесло, начало разворачивать и поставило поперек дороги. Буквально через пару секунд в него приехала первая машина, а дальше въезжали каждые пару секунд: летевшим сзади не хватило дистанции. Затем появился небольшой просвет, и следующие водитель успели остановиться. При этом, по словам очевидцев, на первой машине установлена зимняя резина, шипы в достаточном количестве, молодой человек адекватный и трезвый. «Просто стечение обстоятельств. Он чуть резче тормознул, сзади чуть не держали дистанцию. Потом кто-то решил быстренько это объехать», – рассказывают автомобилисты. Еще как минимум два локальных ДТП возникли уже в разраставшейся пробке. Пытаясь объехать, водители подрезали и поджимали друг друга. Так, черный Range Rover, вероятно, желая проскочить, оторвал бампер о Volkswagen. Не повезло сломанной машине, которую буксировали на тросе: у нее и не было фактически возможности остановиться.
Наш читатель Pathfinder так описывает произошедшее: «Проползал эту пробку примерно в 8.25. Видел, так сказать, четыре «узла» ДТП. Первое и второе (если считать от Кронштадта) – явные результаты невнимательности: три и две машины столкнулись, потому что не соблюдали дистанцию и не среагировали на пробку. Третий «узел», скорее всего, по той же причине, но там замес уже гораздо круче был, машин шесть. И среди них, например, «девятка» с расплющенным моторным отсеком и капотом, сложившимся вдвое перед лобовым стеклом. Присутствовала машина скорой и бегающие врачи. А вот четвертое ДТП, которое, видимо, и положило начало свалке, выглядело совсем печально: тоже 6-8 машин (точно не считал, чтобы не присоединиться), причем в двух помятых донельзя водители за рулем видны, а вокруг неторопливо ходили спасатели из МЧС со специнструментом. Сложилось впечатление, что спешить здесь уже незачем... В общем, жуть. Мясорубка».
После ДТП сами участники стали помогать друг другу выбираться из машин. Многие машины были сильно повреждены. По словам свидетелей, две женщины получили небольшие травмы от сработавших подушек безопасности. По данным ГУ МВД по Петербургу и области, в двух авариях пострадали люди, три человека в состоянии средней степени тяжести были госпитализированы. Пресс-служба ФКП «Дирекция КЗС Минрегиона России» сообщает о пяти пострадавших, четверых из которых увезли скорые, а один от госпитализации отказался.
Сразу после звонка прибыли три пожарных расчета. Спасатели отключили в автомобилях аккумуляторы: при пробитой проводке и повышении температуры возможно короткое замыкание и пожар. Через 1,5 часа приехали сотрудники дорожной службы, которые метлами и лопатами, без использования воды, собрали осколки машин.
Выросла 5-километровая пробка. «Утром в 9:00 прочитал новость о ДТП на дамбе, но предполагал, что за полтора часа рассосётся. Не тут-то было! Пробка в 4 километра отняла 1 час 10 минут!» – пишет наш читатель Юрий. «В 10 часов я отстоял от судопропускных ворот до ДТП чуть больше часа, потом водители говорили, что стояли полтора. Наблюдал многих водителей с телефонами и фотоаппаратами. Из-за каждой такой фотки движение колонны всё более и более замедлялось», – сообщает другой наш читатель.
Автомобилисты едины в своих оценках: ДТП произошло в условиях гололеда, тем более что массовые аварии – верный признак, точнее следствие, обледенения – были и в других районах города. «Сегодня до 9 утра был очень скользкий асфальт, хотя и выглядел просто мокреньким», – пишут наши читатели. Пресс-служба ГУ МВД по Петербургу подтверждает: «Возможной причиной массового столкновения могла явиться наледь на дорожном покрытии и несоблюдение дистанции». Дирекция КЗС же настаивает на том, что «прибывшие на место происшествия сотрудники ГИБДД факта обледенения дороги не зафиксировали». Между 5 и 7 часами утра дорожные службы подрядчиков КЗС в соответствии с регламентом произвели обработку дорожного покрытия антигололедными реагентами, добавляет пресс-служба Дирекции. А также напоминает, что точные причины произошедших ДТП будут установлены экспертами ГИБДД в результате расследования. «Причинами ДТП стали, вероятнее всего, несоблюдение водителями скоростного режима и их преждевременный перевод автомобилей на летнюю резину», – подчеркивается в информации Дирекции КЗС.
Так или иначе, гололед в Петербурге, а тем более на дамбе, где от залива поднимаются испарения, вполне возможен. Минувшей ночью были заморозки, и они продолжатся вплоть по четверга, обещают синоптики. Солнце тоже, как и сегодня, может помешать водителям.
Хотя даже признание наличия гололеда, как показывает московская судебная практика, не избавляет водителей от ответственности. Совсем недавно, 1 апреля, суд приговорил к трем годам колонии-поселения московского водителя Александра Шевченко, который стал участником смертельного ДТП рано утром 20 октября 2013 года на Волоколамском шоссе. Видеорегистратор Шевченко зафиксировал, как автомобиль наезжает на обледенелый участок дороги и уходит в занос. На встречной полосе он врезается в Daewoo Matiz под управлением 30-летней женщины. Женщина погибает на месте. При этом установлено, что московские чиновники, невзирая на низкую температуру, отдали распоряжение полить дороги моющим средством «Чистодор». То есть превратили дорогу в каток. А на три года сядет случайная жертва обстоятельств.