До 5 лет лишения свободы грозит заслуженному учителю России. По версии следствия, бывший руководитель Суворовского училища Вероника Калюжнова, отчислив двоих детей-сирот, по подложному документу зачислила на освободившиеся места кандидатов, имеющих полный комплект родителей, не имеющих отношения к Вооруженным силам. «Фонтанка» выяснила, что осталось за рамками уголовного дела. Количество суворовцев, поступивших по липовым документам, побило рекорды здравого смысла.
Со времени основания петербургского Суворовского военного училища прославленным учебным заведением командовали восемь генералов и два полковника. В тренде, заданном министром Анатолием Сердюковым, в 2010 году исполняющим должность начальника была впервые назначена женщина, майор запаса. Опыт вряд ли может быть признан удачным. Вероника Калюжнова стала первым из руководителей СВУ, которому предъявлено обвинение в совершении уголовного преступления. По версии следствия, врио начальника, превысив свои должностные полномочия, зачислила на обучение двух кандидатов, не проходивших вступительные испытания, не имевших льгот, чьи фамилии отсутствовали в приказе министра обороны. Отец одного из незаконно зачисленных, правда, до 2011 года носил форму с большими звездами, но не военную, а гражданской службы федерального ведомства. В 2011 году форму снял, так как был осужден к 6 годам лишения свободы за многомиллионную взятку.
Новые суворовцы были приняты на два места, освободившихся после отчисления детей-сирот. Сотрудники СВУ убедили родственников суворовцев в наличии у воспитанников склонности к суициду, после чего получили соответствующие заявления. Как было установлено в ходе проверки, на самом деле психологи СВУ не установили у подростков каких-либо проблем, а сами воспитанники не мыслили жизни вне училища. Как писала в обращении в прокуратуру тетя одного из отчисленных, известие о том, что ему нужно оставить училище, у племянника «вызвало ужас».
«Отчисление проходило согласно правилам, – уверяет Вероника Калюжнова. – Заместитель по воспитательной работе мне докладывал, что все оформлено правильно. Все рапорта имеются. Они изъявили желание уйти из училища. Они не хотели учиться. Мне направили надлежащие бумаги, но я не могу все проверить». У комиссии, в которую входили представители как Министерства образования, так и Министерства обороны, оказалось другое мнение, а количество выявленных суворовцев, поступивших на льготных основаниях, как дети служащих Вооруженных сил, побило рекорды здравого смысла.
Подложный поток
Двое отчисленных сирот и двое принятых на их места «блатных» – капля. Комиссией Минобразования, проверившей зачисление кандидатов на учебу в 2009 – 2010 – 2011 годах, было установлено, что около четверти всех принятых в учреждение по льготным основаниям поступили в училище по поддельным документам. Это только та часть «липы», для разоблачения которой нет необходимости в специальных знаниях и длительных проверках.
Кандидаты-пятиклассники при поступлении в училище собственноручно пишут автобиографию, а врать будущих офицеров еще не научили. Вот и указывают они бесхитростно: «мать — продавец цветов, отец — работает в гостинице», когда в том же личном деле лежит подложная справка о службе папы в Вооруженных силах. Иногда и автобиография не нужна, печать в/ч с советской символикой в 2010 году настораживает. Так же, как и справка, выданная в расформированной несколько лет назад части. Или две справки из Военно-медицинской академии, выданные в течение одной недели, но за разными подписями одного и того же начальника отдела кадров. Или документ, свидетельствующий о службе в Красноярском крае мамы, всю жизнь прожившей в Петербурге. Таких детей генеральных директоров, друзей, знакомых и даже мэров некоторых российских городов около 25 в списке из 80 фамилий.
Вероника Калюжнова заявила в разговоре с «Фонтанкой», что невиновна, и с выводами проверки не согласилась. Намекнула на фальсификацию со стороны недругов. «Проверено было одно-два дела. Потом личные дела все забрали, могли написать что-нибудь. Я не могу точно подтвердить, что это ребенок написал, а не кто-то другой. Дел с ошибками могло быть две-три, не больше», – убежденно заявила она корреспонденту.
Осведомленные о ходе проверок собеседники «Фонтанки» из числа армейского руководства, тем временем, сомневаются, что истина может быть установлена сегодня, так как оригиналы материалов проверки на сегодняшний день, якобы, пропали. Результаты доложили тогда еще министру Анатолию Сердюкову с предложением Калюжнову уволить. Министр начертал «согласен», Веронику Калюжнову уволили, а материалы комиссии передали в органы военного следствия.
Но через полгода история повернулась вспять.
Объективность нашли в ракетных войсках
В августе 2012 года военный следственный отдел петербургского гарнизона отказывает в возбуждении уголовного дела. Указав в постановлении, что и. о. начальника СВУ Вероника Калюжнова действительно допустила грубые нарушения и зачислила в училище двоих кандидатов, не проходивших конкурсных испытаний, не имеющих права на льготы и не включенных в утвержденный министром список, следователь подсчитывает размер причиненного государству ущерба — 211 304 рубля на двоих. Оценив сумму, находит этот размер достаточным основанием, чтобы в возбуждении уголовного дела отказать.
«С учетом суммы причиненного ущерба государству действия Калюжной В.Г. Следует расценить как малозначительные… не представляющие общественную опасность».
Спустя ещё два месяца, в октябре 2012 года, апелляционная коллегия Санкт-Петербургского городского суда восстанавливает Калюжную на работе в должности заместителя начальника СВУ. Не отрицая наличия в её действиях недочетов, суд посчитал, что в процедуре увольнения имело место нарушение, так как Калюжной не предоставили достаточно времени для написания объяснения. Результат — восстановление и более 1 миллиона рублей в качестве компенсации за вынужденный прогул.
Как рассказали «Фонтанке» в Суворовском училище, развернула ситуацию ещё раз некая встреча, в которой, кроме руководства СВУ, участвовали представители военной прокуратуры, военного следствия и высокие чины из министерства. После непростого разговора установить, было ли преступление, позвали на помощь Ракетные войска стратегического назначения. Во избежание обвинений в пристрастности к делу подключился военно-следственный отдел Краснознаменского гарнизона (Краснознаменск — закрытый военный городок ракетных войск стратегического назначения (РВСН) в Московской области).
Подействовала ли политическая воля высших военных сил или ракетные следователи по другому относятся к ущербу государству, но они состав, предусмотренный частью первой 286 статьи УК РФ, то есть злоупотребление полномочиями, усмотрели, и уголовное дело возбудили. Ракетная прокуратура обвинительное заключение утвердила, и 14 апреля Куйбышевский районный суд приступит к установлению вины майора запаса.
На вопрос, почему для расследования возможных злоупотреблений майора понадобились указания министра, привлечение не связанных с Петербургом правоохранителей и почти открытый бунт в училище, в СВУ журналисту посоветовали обратить внимание на семью и на служебную карьеру бывшего исполняющего должность.
Два комиссара
Полковник Андриан Калюжнов — успел послужить военным комиссаром во Фрунзенском, Василеостровском и Красносельском районах, ныне возглавляет отдел горвоенкомата по Красногвардейскому району. За время многолетней службы в органах военного управления, как подсказывают в училище, обзавелся знакомствами не только в Минобороны, но и в правоохранительных органах.
Как сообщила военная прокуратура летом 2013 года, удачно совмещал службу с коммерческой деятельностью, являясь учредителем сразу трех коммерческих фирм, про которые забыл указать в декларации, а площадь своего дома, которая составляет 270 квадратных метров, в той же декларации занизил в 4 раза. По подсчетам «Фонтанки», проведенных с помощью системы «СПАРК-Интерфакс», участие Андриан Калюжнов принимал не в трех, а в пяти коммерческих компаниях, правда, после акта прокурорского реагирования из состава участников вышел. В двух случаях вместо Андриана Калюжного в числе дольщиков появился Сергей Андрианович Калюжнов.
По мнению наших собеседников в Суворовском училище, настоящей путеводной звездой Вероники Калюжновой служила весьма конкретная генеральская звезда на погонах её близкого родственника, Геннадия Сиянского. Проведя начало службы в должностях комсомольского секретаря и замполита, с 1991 по 1998 год генерал Сиянский служил заместителем командующего войсками Ленинградского военного округа, отвечая за воспитательную работу.
После ухода в запас генерал-майор не сидит на солнышке, а активно занимается общественной и коммерческой деятельностью. Советник председателя петербургского ЗакСа, зампред межрегиональной организации ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов, зампред Консультативного совета при губернаторе по делам военнослужащих, член президиума Общественного совета Петербурга, член организационного комитета по воссоединению России и Белоруссии. Согласно «СПАРК», отставной высокопоставленный политрук является совладельцем нескольких строительных компаний, которые до сих пор сохранили милитаризованные наименования.
Согласно «Золотой книге Ленинградской области», «в 2002 году создал и возглавил Санкт-Петербургский клуб ветеранов генералов и адмиралов для оказания социальной и психологической поддержки им и членам их семей». Наверное, как наиболее нуждающимся в социальной и психологической поддержке.
По имеющейся у «Фонтанки» информации, грядущий судебный процесс может стать не единственным. Биография майора Калюжновой хранит ряд загадок. В настоящее время проводится проверка относительно законности получения Вероникой Калюжновой почетного звания «Заслуженный работник образования Российской Федерации», которое было ей присвоено в 2009 году. Основанием для сомнения в обоснованности награды послужил наградной лист, составленный в СВУ.
Согласно версии, изложенной в документе, Вероника Калюжнова, окончившая заочно дефектологический факультет педагогического университета имени Герцена в 1994 году, уже в 1992 поступила на работу в школу «Росток» на должность учителя русского языка, в 1994 году была назначена заместителем директора по воспитательной работе в той же школе и занимала эту должность до 1997 года, когда перешла на работу в военкомат Выборгского района Петербурга.
Но в 2013 году директор школы «Росток», отвечая на запрос прокуратуры Санкт-Петербургского гарнизона, утверждает, что Калюжнова работала в школе с 1992 по 1994 год в должности учителя начальных классов (должности учителя русского языка вообще штатным расписанием не предусмотрено), а в 1994 году была уволена по собственному желанию в связи с поступлением на военную службу.
На вопрос журналиста «Фонтанки», который попросил уточнить недоразумение, Вероника Калюжнова пояснила, что прав директор «Ростка», а не начальник отделения кадров СВУ, подписавший наградной лист.
– Я не указывала ничего, я работала с девяносто второго по девяносто четвертый год в «Ростке».
- А потом где вы работали?
– Потом я в другом учреждении работала... в военном. Я в военкомате работала потом.
Вероника Геннадьевна немного не договаривает. Она действительно работала в военкомате. Но, согласно учетным документам военного ведомства, её служба в апреле 1994 года началась сразу с должности начальника. Точнее — с должности начальника хранилища «НЗ» роты материального обеспечения артиллерийской учебки в Осиновой Роще, в звании прапорщика. А уже затем продолжилась в военкоматах Петроградского, Калининского и Выборгского районов, в качестве техника и ответственного исполнителя.
Заметим, что согласно штатного расписания по этим должностям также предусмотрено воинское звание «прапорщик», или «старший прапорщик». Первую свою офицерскую должность она получила в 1999 году в военном комиссариате Выборгского района, но с неё сразу же была переведена старшим преподавателем в СВУ, когда фактически и начался её офицерский стаж. Согласно наградному листу, путь от лейтенанта до майора занял 7 лет.
С героиней этой публикации журналисты "Фонтанки" беседовали около года назад, пока еще шла проверка.
«Я очень люблю своих детей. И коллектив у меня был замечательный. Человек пять только меня недолюбливали, потому что я была очень справедливая», – сказала тогда Вероника Калюжнова, добавив: «Я невиновна. Это заказное дело».
Сегодня, когда предварительное следствие завершено и предстоит судебное, Калюжнова не отвечает на телефонные звонки.
Вместо постскриптума
Двое «блатных» суворовцев, зачисленные на места сирот, больше в СВУ не учатся. Один из неправомерно отчисленных детей-сирот после протеста прокурора Санкт-Петербургского гарнизона уже восстановлен и продолжает учебу, второй, как заверили журналиста, начнет обучение с нового учебного года. Десятки кандидатов, зачисленные на учебу по поддельным справкам о льготах, продолжают обучение. «Это же дети. Не их вина».
Начальник отделения кадров СВУ из Минобороны уволен. Он продолжил службу в кадрах управления Госнаркоконтроля.
Новым начальником СВУ назначен мужчина. Полковник Евгений Ермолов — в прошлом кадровый командир-артиллерист, затем — начальник петербургского кадетского ракетно-артиллерийского корпуса.
Денис Коротков,
«Фонтанка.ру»