Петербургские депутаты обсудили финансово-хозяйственные нарушения в Санкт-Петербургском профессиональном реабилитационном лицее. Аудиторы нашли на территории лицея нелегальный автосервис, мойку и шиномонтаж, а также массажное кресло, купленное для учащихся, а установленное в кабинете директора. Лицей находится в ведении комитета по социальной политике. Директор может лишиться своей должности, а депутаты задумались, не инициировать ли проверку в оставшихся 36 учреждениях, подконтрольных Александру Ржаненкову.
Члены бюджетно-финансового комитета петербургского парламента размялись 14 апреля в ожидании весенней корректировки городского бюджета города. Нарушения, которые Контрольно-счетная палата Петербурга нашла во время плановой проверки в Профессиональном реабилитационном лицее на Волковском проспекте,4, обсуждали в Мариинском дворце на повышенных тонах. Депутаты искали виновных. Досталось даже отсутствовавшему на заседании председателю комитета по социальной политике Александру Ржаненкову и главе Контрольно-счетной палаты Вадиму Лопатникову. Первого упрекали в недостаточно пристальном внимании к происходящему в подведомственных учреждениях, а от второго потребовали взять на себя обязанности прокуратуры и вынести представления по каждому выявленному факту нарушений и лицею, и комитету по социальной политике.
Плановую проверку Профессионального реабилитационного лицея, где учатся инвалиды, КСП Санкт-Петербурга провела в 2013 году, а отчет был подписан и разослан в прокуратуру, Смольный и ЗакС 5 марта 2014 года.
Отчет по лицею стал для депутатов поводом поволноваться потому, что кроме нарушений «классических», палата обнаружила несколько нестандартных.
Так, аудиторы выяснили, что директор лицея Александр Пономарев не только приобрел массажное кресло «для проведения реабилитационных и релаксационных процедур для учащихся» и установил его в своей комнате отдыха, но и передал помещения и территории лицея в пользование третьим лицам без заключения договоров. Согласно отчету аудиторов, на территории лицея функционировали автостоянка, автомойка, помещения для окраски и сушки автомобилей. Неизвестные «третьи лица» даже обустроили комнату отдыха для сотрудников автомастерской с душем, туалетом, телевизором и кондиционером, а в отапливаемое помещение для администратора автостоянки установили кофемашину.
КСП Санкт-Петербурга обнаружила ущерб городскому бюджету на сумму 1 186 500 рублей как результат оплаты фактически не выполненных работ и покупки оборудования по завышенным ценам. Еще 1 169 000 рублей ущерба бюджет понес в результате деятельности автосервиса, мойки и стоянки без оформления договора. Кроме того, директор заплатил 20 млн 436 тыс. рублей за ремонт фасада здания лицея, несмотря на то, что работы были выполнены некачественно.
Швейное оборудование, мебель и компьютеры, которые были предъявлены аудиторам, не соответствуют спецификациям в договорах, а значит, 1 279 000 рублей потратили на их покупку, а требуемых в условиях госконтрактов результатов не достигли.
«От полугода до полутора лет хранится в коробках не используемое мультимедийное оборудование, – отметил аудитор КСП Санкт-Петербурга Константин Желудков. – По отдельным наименованиям гарантийный срок истек. Для перевозки учащихся использовался автомобиль с неисправным спидометром, а водители не проходили обязательный медосмотр».
Константин Желудков подчеркнул, что за ущерб, причиненный бюджету города, персональную ответственность несет директор лицея Александр Пономарев.
Единственной официальной реакцией на отчет КСП со стороны прокуратуры стало письмо, в котором говорилось, что факты, изложенные в отчете, направлены в рамках дальнейшей проверки в прокуратуру Фрунзенского района. Комитет по социальной политике до заседания бюджетно-финансового комитета в ЗакСе и вовсе никак не отреагировал на отчет.
Депутат-коммунист Константин Смирнов поразился размаху хозяйственной деятельности, развернувшейся на территории лицея.
«Сколько стоит колеса поменять?» – спросил депутат директора лицея.
«Нисколько. Закрыт автосервис», – мрачно ответил Александр Пономарев.
Затем, отвечая на едкие вопросы парламентариев, директор пояснил, что фасад здания, на который было потрачено 20 бюджетных миллионов, сделан полностью, и в ноябре 2013 года полностью же оплачен. «Гарантийное письмо у вас есть, оно гарантирует докраску фасада, потому что в зимнее время нельзя красить акриловыми красками, они на морозе просто замерзают, – сказал Пономарев.- Первый слой окраски есть, сейчас завершают второй слой. Дворовая часть уже окрашена полностью».
Зампред комитета по социальной политике Дмитрий Буйневич вступился за лицей, отметив, что учреждение переехало с адреса Расстанная, 20, где «оно проводило свои занятия в хороших условиях и в подготовленных помещениях», в здание на Волковском проспекте, 4, непосредственно перед началом 2013/2014 учебного года. Депутат от «Справедливой России» Алексей Палин отметил, что на тот момент автосервис на Волковском, 4, уже существовал на протяжении нескольких лет. «Это вопрос к КУГИ — когда и на каких основаниях он появился», – отметил депутат.
Больше всех кипятился единоросс Андрей Васильев — он требовал призвать к ответу комитет по социальной политике, под сенью которого развелись автосервисы в лицее, а также КСП за отчет, сделанный в чересчур «спокойном режиме».
«Надо у прокурора городского спросить, почему не приняты меры, – срывался на крик Васильев. – Почему это спускается в районную прокуратуру по катящейся? И к Александру Ржаненкову вопрос. Читая отчет, я понимаю, что там происходит. Полное безвластие, делаем что хотим и как хотим. Полная вакханалия. Полный беспредел. С этим можно было бы мириться, если бы не были ущемлены права больных детей».
Председатель КСП Петербурга Вадим Лопатников в ответ спокойно пояснил, что палата выполнила свою работу в строгом соответствии с законом Санкт-Петербурга. «Все материалы наших проверок мы направляем в прокуратуру города, – сказал Лопатников. – Мы вам и даем эти материалы, чтобы вы задавали вопросы главным распорядителям бюджетных средств и прокуратуре».
Депутаты в запале даже предложили было инициировать массовую проверку всех 37 подведомственных комитету учреждений, но потом спустили эту идею на тормозах, до стадии оформившегося решения она не дожила. Но к этой идее парламентарии могут вернуться летом, когда проверят, как Профессиональный реабилитационный лицей исправил свои нарушения.
«По крайней мере, до этого случая репутация председателя комитета по социальной политике Александра Ржаненкова была безупречной, – отметил в кулуарах глава БФК Константин Сухенко. – Директор может лишиться своей должности, у меня есть все основания, чтобы это говорить».
В комитете по социальной политике «Фонтанке» пояснили, что некомпетентные сотрудники бухгалтерии лицея уже уволены, а кадровое решение в отношении директора комитет примет через месяц, после того, как будут проведены мероприятия по устранению нарушений. Лицею предстоит определиться, с кем из подрядчиков он будет судиться, например, по факту 20 миллионов, затребованных за ремонт фасада.
«У нас это первый такой случай, – отметили в комитете. – Хотя плановые проверки ведутся и велись всегда. Самое главное, что директор лицея в непростых условиях переезда с хорошего, обжитого места на Расстанной улице в здание, которое находилось в аварийном состоянии, не прекратил учебный процесс, сделал ремонт. Коробки с техникой стоят нераспакованными именно из-за ремонта».
В комитете считают, что директору просто не хватило поля внимания, чтобы и поддерживать учебный процесс в условиях, приближенных к боевым, и следить за обширным хозяйством.
«Конечно, это ни комитет, ни его руководителя не украшает, – признали в комитете. – Это повод для того, чтобы посмотреть более критически на работу других подведомственных учреждений».
Но при этом случай Профессионального реабилитационного лицея, по мнению комитета, не является поводом для тотальной проверки других учреждений.
«Среди подведомственных нам 37 учреждений есть и детские дома, и дома-интернаты, там проживает более 10 тысяч человек, – сообщили в комитете. – Также нам подчинен Городской информационно-расчетный центр на улице Шаумяна, а это огромная информационная машина. И на всю нашу сеть учреждений на год выделено 4 млрд рублей. Если сравнивать с тем, сколько на те же нужды тратится в Европе, сумма не большая».
Единственный факт, который так и не поддался рациональному объяснению — это злополучное массажное кресло, купленное для общих нужд, в кабинете директора. Причем в расчехленном состоянии. «Мы не можем представить себе, почему директор это сделал, наверное, был в особом психоэмоциональном состоянии, – сказали в комитете. – Кресло будет перенесено в процедурный кабинет и будет использоваться учащимися под присмотром медперсонала».
Венера Галеева,
«Фонтанка.ру»