Группа ЛСР направила официальное письмо на имя губернатора Петербурга Георгия Полтавченко с просьбой пересмотреть решение совета по сохранению культурного наследия о признании памятником блокадной подстанции на Фонтанке. Холдинг предлагает «мемориализировать» только фасад здания либо заложить в бюджет 2014 года полмиллиарда рублей, чтобы компенсировать затраты компании после отказа ЛСР от спорного здания.
«Прошу Вас провести совещание на Вашем уровне с приглашением вице-губернатора Марата Оганесяна, представителей КГИОП, инвестора, ВООПИиК и других градозащитных организаций с предварительным ознакомлением участников совещания с экспертизой, рецензией, справками и результатами предыдущей экспертизы», – говорится в письме, которое было направлено губернатору 10 апреля за подписью генерального директора ООО «Ройял гарденс отель», принадлежащего ОАО «Группа ЛСР» Виолетты Грищенко.
Буквально за день до этого, 9 апреля, совет по сохранению культурного наследия принял решение признать подстанцию, одной из первых давшую напряжение в контактную сеть трамвая в 1942 году, памятником регионального значения. Это полностью перечеркнуло планы холдинга на строительство на месте подстанции отеля на 25 апартаментов, все разрешительные документы для которого уже были получены.
Постановление правительства о реконструкции подстанции компанией «Ройял гарденс отель» было издано в декабре 2009 года, напоминает губернатору Группа ЛСР. В том же году совет по сохранению культурного наследия уже рассматривал возможность признания здания памятником. И отказался от этого шага. А в 2010 году — согласовал предпроектные предложения по строительству апарт-отеля. Таким образом, к марту 2014 года компания получила все необходимые разрешительные документы для реализации проекта.
Тем не менее 6 марта этого года в комитет по государственному контролю, истории и охране памятников поступила новая экспертиза, предлагающая признать подстанцию памятником. Холдинг был вынужден остановить готовящиеся работы и демонтировать строительный забор у подстанции. Заказчиком экспертизы выступило Всероссийское общество охраны памятников ВООПИиК. И по решению губернатора она была вынесена на рассмотрение совета по сохранению культурного наследия 9 апреля.
Вердикт совета холдинг называет нелегитимным.
«Заседание совета по сохранению культурного наследия прошло с нарушением процедур, установленных положением о совете. Никто из членов совета, а также инвестор, не были ознакомлены с экспертизой. Господин Леонтьев (и.о. председателя КГИОП Александр Леонтьев. — Прим. ред.) не только не ознакомил присутствующих, но даже не зачитал ответ архивной службы «Горэлектротранса» на его же запрос о роли данной подстанции во время блокады», – пишет Виолетта Грищенко.
Дело в том, что в ответе архивной службы, о котором упоминает холдинг, говорится, что «в документах управления за 1941-1945 годы сведений об особой роли тяговой подстанции № 11 «Комсомольская» в пуске трамвая 15 апреля 1942 года нет. Первой подстанцией, введенной в строй в этот период, была подстанция им. Коминтерна на Васильевском острове. Вслед за ней были включены подстанция «Красных Зорь», «Урицкая», «Пролетарской Диктатуры» и «Ленина».
По мнению компании, эти факты требуют служебной проверки, а также — проведения нового совещания. На нем должно быть рассмотрено три вопроса — архитектурная, историческая значимость здания подстанции и его мемориализация.
«Наша позиция заключается в безусловном уважении к памяти о тех трагических событиях блокады Ленинграда и, в случае принятия решения о мемориализации, мы готовы рассматривать сохранность в объекте стены, мемориальной доски, и даже музеефицировать один из трансформаторов», – говорится в письме.
В случае же, если губернатор примет решение сохранить подстанцию полностью, инвестор просит градоначальника поручить КГИОП принять все имущество на хранение, а финансовому блоку – предусмотреть в бюджете 2014 года компенсацию понесенных затрат. На проектирование и выполнение техусловий по реконструкции подстанции холдинг потратил более 100 млн рублей, на оплату инвестотчислений в бюджет и перекладку сетей «Горэлектротранса» – более 380 млн рублей.
«Крайне удивительным для нас оказалось то, что члены заседания совета не были ознакомлены ни с историко-культурной экспертизой, ни с результатами научно-исследовательских работ «Горэлектротранса» по данному объекту. Очевидно, что в данных условиях речи о формировании объективного мнения быть не может. Именно поэтому мы посчитали необходимым обратиться к губернатору», – поясняет председатель правления Группы ЛСР Александр Вахмистров.
В Смольном не смогли оперативно прокомментировать «Фонтанке» ни сам факт получения письма, ни реакцию на него Георгия Полтавченко.
Антонина Асанова,
«Фонтанка.ру»