- Расскажите, пожалуйста, о встрече с героиней вашей книги.
- Я неоднократно видела Туве Янссон на различных мероприятиях, открытиях выставок например, но там никогда не разговаривала с ней. А в 1990-х годах я готовила ретроспективную экспозицию, посвященную финскому художнику Саму Ванни. Для Туве Сам был учителем, другом, критиком, она очень доверяла его мнению. Я хотела поговорить с Туве о нем, но, честно говоря, не думала, что она согласится на интервью. Она была уже пожилым человеком. Но мы встретились, Туве ответила на все мои вопросы, я уже собиралась уходить... И тогда она сказала, что если вы не торопитесь, то оставайтесь, угощайтесь виски. И мы пили виски и разговаривали обо всем, о жизни, о любви...
- О любви. Ваша книга называется «Работай и люби». Названием, насколько известно, послужил экслибрис Туве Янссон (Labore et amare). Как вы считаете, для Туве эти вещи шли именно в таком порядке: вначале работа, потом любовь?
- Да. Она была довольно молода - только закончилась война, - когда у нее появился этот экслибрис. Обычно в этом возрасте женщина считает, что любовь стоит на первом месте. Думаю, для меня в этом возрасте любовь была важнее. Но для Туве совершенно точно на первом месте была работа. За несколько лет до смерти у нее спрашивали, что было важнее всего в ее жизни, и тогда она снова сказала, что работа. И только потом любовь.
- А как появился замысел этой книги?
- Все началось с того, что я планировала выставку, статьи или что-то в этом роде об искусстве военного времени и примерно до 1952 года. Моя диссертация была посвящена живописи 1950-х годов, конца 1940-х, тому, как в Финляндии появился абстракционизм. И я решила изучить чуть более раннее время, не так много известно о том, что происходило в искусстве в военный период. Одной из фигур в мире живописи того времени была Туве Янссон. Тогда о ее творчестве я знала немного, она не попадала в сферу моих научных интересов. И в работе над выставкой я решила начать с нее. И для меня оказалось шоком то, насколько масштабным было ее творчество, как много для нее значила живопись. Возможно, она была не самой главной фигурой того периода, но, несомненно, очень важной.
В итоге я поняла, что для других художников уже не остается места, и решила сосредоточиться только на Туве Янссон. А потом пришла к выводу, что нельзя ограничиваться только периодом 1940 - 1950-х годов, необходимо охватить все ее творчество. Честно говоря, я не ожидала, что материала окажется так много... Если бы я знала заранее, то, возможно, не взялась бы за эту работу.
- Сколько времени заняло у вас написание книги?
- Три года, день и ночь, я работала только над ней.
- В России Туве Янссон знают как автора книг о муми-троллях. О других сторонах ее творчества известно гораздо меньше...
- В Финляндии, в принципе, та же ситуация: она - писатель для взрослых и создатель муми-троллей. Но мало кто знает, что Туве прекрасный художник. Когда я начала читать ее письма времен войны, я сама была удивлена, что единственной важной вещью для нее была живопись, остальное было второстепенным. Туве занималась иллюстрацией, чтобы заработать, а история о муми-троллях появилась как способ отвлечься от тягот войны, стала побегом в детство с помощью сказки.
- И Туве не очень радовалась той популярности, которую ей принесли муми-тролли?
- Да. Конечно, она их любила и ценила. Но успех этих персонажей - это то, на что Туве совсем не рассчитывала. Международную славу и деньги ей принесли комиксы о муми-троллях, которые она создавала для газеты Evening News. 20 млн человек по всему миру читали их. Но Туве хотела прекратить работу над комиксами как можно скорее. У нее был контракт на 7 лет, и когда он закончился, она попрощалась с этой работой. Она хотела заниматься живописью. Хотя книги о муми-троллях она продолжила писать.
- А в чем, по вашему мнению, секрет популярности муми-троллей?
- Это вопрос на миллион! Если бы я знала, я бы сидела дома и писала... Но, думаю, во-первых, удивительная философия. В ее книгах симпатичные герои, но при этом Туве пишет и о страшных вещах - конце света, например, - это нетипично для детских книг. Но увлекательно для детей. А взрослые могут открыть другой уровень ее произведений. Ну и рисунки, конечно, они удивительны - при всей простоте линий. Она гений.
- А есть в жителях Муми-дола что-то характерное именно для финнов?
- Нет, думаю, они универсальны. В этих героях больше от близких Туве. Прообраз муми-мамы - мать Туве, муми-папа очень похож на ее собственного отца. Черты ее жениха Атоса Виртанена (журналист, член финского парламента. - Прим. ред.) заметны в Снусмумрике. Парочка Тофсла и Вифсла - сама Туве и ее возлюбленная Вивика Бандлер (театральный режиссер. - Прим. ред.). Прототипом для Туу-тикки стала художница Тууликки Пиетиля, отношения с которой длились более 50 лет, до самой смерти Туве. А альтер-эго Туве - муми-тролль.
- В вашей книге вы пишете о влиянии близких Туве не только на мир муми-троллей, но и в целом на ее творчество...
- Да, ее семья, ее друзья, ее возлюбленные тесно связаны с ее карьерой. Она мечтала работать с теми, кого любит, - и так было на самом деле. Например, Вивика открыла дверь в мир театральных постановок, Атос Виртанен поддержал ее в начале работы над историей о муми-троллях, Сам Ванни оказал влияние на ее живопись.
Туве создавала искусство из своей жизни, это было ее материалом. Она рисовала себя и окружающий мир: дома, острова, виды из окна. И книги Туве для взрослых тоже во многом о ее собственной жизни. Когда я работала с ее архивом и читала письма, некоторые места были уже знакомы из ее повестей, и потом я иногда задумывалась: читала я это в ее книгах или в ее переписке.
- В финском издании очень много иллюстраций, фотографий, репродукций картин Туве. Этот материал будет и в русской версии?
- К сожалению, не знаю. Но очень хотелось бы. А перевод уже ведется, если не ошибаюсь, книга должна выйти в августе-сентябре этого года. Я очень жду.
- К 100-летию со дня рождения Туве Янссон в музее Атенеум в Хельсинки организована специальная выставка, куратором которой вы являетесь. Что можно увидеть на этой экспозиции?
- Наверное, проще было бы перечислить, чего на нашей выставке нет. Там представлены картины Туве разных лет, монументальная живопись, иллюстрации, в частности к «Алисе в стране чудес» и «Хоббиту», политическая карикатура, которой она занималась в военное время. Туве ненавидела войну и через смех передавала тот ужас, который она несет. Брат Туве (фотограф Пер-Улоф Янссон. - Прим. ред.), ему сейчас 94 года, передал для экспозиции фотографии Туве и их семьи.
Также на выставке можно увидеть множество материала, связанного с муми-троллями: первые издания книг, рисунки, мультфильмы. Один из них сделан в Польше, другой - в Германии. Я хотела представить и тот, что был создан в России, но не получила никакого ответа... Возможно, неизвестно, кто сейчас обладает правами на него. Еще у нас есть японская версия.
- Насколько я знаю, японцы создали два мультфильма о муми-троллях: один не понравился Туве, а второй она одобрила.
- Да, я пыталась найти этот первый мультфильм, хотела включить его в экспозицию. И даже почти нашла. Но правообладатели творческого наследия Туве Moomin Characters сказали «нет» - так как Туве сказала «нет» этому мультфильму. Я видела фрагменты в Интернете, это симпатичный цветной мультфильм, но философия полностью отличается от книг Туве. Там идут войны, например...
- У вас есть любимый экспонат на выставке?
- Да, множество! Например, автопортреты Туве очень интересны. Она создавала их c ранних лет. А последний - он мне нравится больше всего - в 61 год. По ним можно проследить ее жизнь.
- Выставка будет работать весь юбилейный год?
- Нет, к сожалению она открыта только до начала сентября, а потом уедет в Японию. Но это уже в два раза больше, чем обычная продолжительность экспозиций. Хотелось бы, чтобы однажды эта выставка была представлена в Санкт-Петербурге.