К 8 годам лишения свободы приговорил сегодня Калининский районный суд киллера из «банды санитаров» Александра Сырова за личное участие в 3 заказных убийствах. Сыров получил невероятно мягкий для современной судебной практики приговор – фактически по 32 месяца за каждого убитого.
Необычный персонаж
Александр Сыров – очень необычный персонаж для криминальных хроник Петербурга. Фактически таких людей называют серийными убийцами. Александр – не просто серийный убийца, он ещё и человек, который в полной мере ощутил на себе защитные функции государства. Вряд ли в Петербурге правоохранительные органы кого-то защищали столь тщательно, как сегодня защищают Сырова.
Будучи обвиняемым в личном совершении трёх заказных убийств, этот человек до сегодняшнего приговора суда находился на свободе. Он жил дома, аккуратно являлся на судебные заседания, терпеливо часами стоял на лестничной площадке Калининского районного суда, если судебное заседание задерживалось, вежливо здоровался с автором этих строк, к которому несколько лет назад запросто заходил в редакцию поинтересоваться: как обстоят дела с уголовным преследованием его бывшего шефа – бывшего старшего санитара Городского патолого-анатомического бюро Валерия Бурыкина.
На последние судебные заседания Александр Сыров являлся не один: сначала к залу судебного заседания приходил оперативник, внимательно осматривался, потом оперативник уходил и возвращался в сопровождении своего коллеги, сотрудника полиции и судебного пристава, а между ними шёл Александр Сыров, половину лица которого закрывали тёмные очки. Судебные заседания были закрытыми.
Столь тщательным образом государство начало защищать Сырова после того, как он дал показания на судебном процессе в отношении Валерия Бурыкина и ещё одного бывшего санитара, Алексея Чабана. Их обоих судят сейчас в Санкт-Петербургском городском суде за совершение тех же самых убийств, за которые сегодня был в особом порядке осуждён Сыров. В том деле он – основной свидетель обвинения. Госзащита и подписка о невыезде до приговора суда – благодарность государства за его участие в «деле Бурыкина».
Сроки давности
Поговорить с Александром Сыровым после прений «Фонтанке» не удалось – к нему физически никого не подпускали. Адвокат Мария Татевосова обещала передать ему нашу просьбу о телефонном интервью, но Александр так и не позвонил. По словам адвоката, он был шокирован выступлением в прениях представителя гособвинения – прокурор просил приговорить его к 10 годам реального лишения свободы.
Татевосова просила суд о снисхождении в связи с неоценимой помощью, которую Сыров оказал следствию в раскрытии убийств, в которых сознался. Ещё адвокат просила суд применить к нему сроки давности. Дело в том, что два из трёх убийств, в исполнении которых сознался Александр Сыров, совершены более 15 лет назад. В соответствии с Уголовным кодексом, через 15 лет истекает срок давности привлечения к уголовной ответственности за совершение такого преступления.
Статья 78 Уголовного кодекса («освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности») для такого особо тяжкого преступления, как убийство, предусматривает самый большой – 15-летний – срок давности. 15 лет исчисляются с момента совершения преступления. После истечения этого срока, в соответствии с 78-й статьёй УК РФ, суд должен судить всех, кому будут предъявлены обвинения в организации этого преступления, и после вынесения приговора освободить от исполнения наказания – если, конечно, приговор будет обвинительным, а наказание не будет соответствовать высшей мере.
Прокурор про сроки давности ничего не сказал, но высшую меру для Сырова не просил – это было бы невозможно, потому что у Сырова заключено досудебное соглашение о сотрудничестве со следствием, что от высшей меры наказания избавляет автоматически.
Судья Калининского районного суда Тямина не стала применять сроки давности, но вынесла приговор менее суровый, чем просил прокурор, – 8 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима.
Много или мало?
Человек, лично убивший троих людей, фактически получил наказание в виде 2 лет и 8 месяцев лишения свободы за каждого (это обывательский взгляд – юридически такая формулировка некорректна). Когда он узнал, что прокурор хотел, чтобы суд дал ему примерно по 3 года и 4 месяца за каждого убитого, то, по словам его адвоката, испытал шок – он рассчитывал на более мягкое наказание.
В последние годы вспоминается только один пример, сравнение Александра Сырова с которым корректно. Это житель Новокузнецка Андрей Елисеев, который убил ректора Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики Александра Викторова и ранил в ногу его жену. Елисеев так же, как и Сыров, во всём признался, заключил со следствием досудебное соглашение о сотрудничестве и дал показания в отношении второго соучастника и организатора преступления, над которыми сейчас, как и над Бурыкиным с Чабаном, идёт судебный процесс. С учётом всех «заслуг» в октябре 2013 года Всеволожский городской суд Ленинградской области приговорил Елисеева к 13 годам лишения свободы.
В декабре 2013 года Верховный суд Республики Дагестан вынес основанный на обвинительном вердикте присяжных приговор жителю Махачкалы Шамилю Алибекову, который признался в соучастии в убийстве бывшего заместителя генерального директора петербургского ЗАО «Маяк» Тахира Казаватова. Алибеков спустя более десяти лет после убийства сам пришёл в Следственный комитет с явкой с повинной, назвал имена тех, кто, по его мнению, был заказчиком преступления (это трое петербуржцев), и, принимая во внимания все эти «заслуги», суд наказал его 7 годами лишения свободы.
В общем, в последнее время суды Петербурга и Ленинградской области довольно жёстко наказывают киллеров даже после того, как те сдают всех своих подельников, организаторов и заказчиков. Интересно, что раньше такие приговоры казались более мягкими.
Вспоминается чемпион «Кубка Москвы» по пауэрлифтингу Денис Смелков, который признался в совершении 4 убийств и одном разбойном нападении, в том числе убийства фактической владелицы компании «Петрохимтехнология» Оксаны Ледневой. Смелков дал свидетельские показания в отношении главы известной строительной группы «Размах» Игоря Тупальского как заказчика убийства Оксаны Ледневой. В сентябре 2010 года Ленинградский областной суд приговорил его к 12 годам лишения свободы – фактически по 3 года за каждого убитого (а заодно за разбой, бандитизм и незаконное хранение оружия). Сегодня основанную на показаниях Смелкова вину Игоря Тупальского исследует тот же Леноблсуд.
Константин Шмелев, «Фонтанка.ру»