Через полтора месяца из командировки вернется мой друг. В декабре прошлого года он вместе с СОБРом уехал в Дагестан. Он думал, что знает будущее. Билеты на самолет в Италию куплены, отель заказан. Дочка, в которой он души не чает, мечтает о том, как проведет две недели с папой в Риме и Амальфи. А я второй день боюсь ему позвонить и сказать, что этого не будет. Пусть он узнает от кого-нибудь другого, что министр озаботился его безопасностью и не может допустить, чтобы боец спецназа рисковал собой, осматривая Колизей и Везувий.
Когда мой друг приезжает из командировок в Петербург, он рассказывает о мирном Дагестане. О том, как живут прикомандированные из других регионов отряды правопорядка. Упрекнуть СОБР в отсутствии мужества в голову не приходит, но все шесть месяцев они стараются не покидать охраняемый «пункт временной дислокации». Выход на боевое задание — другое дело, это служба, долг, та работа, ради которой приехали и в которой есть смысл. Рисковать по собственной инициативе ради шашлыков и пары пива — не те приоритеты. Спасает появившийся дешевый Интернет и электронные книги. Мир и спокойствие, не то что на коварном Западе.
Конечно, он найдет, как провести отпуск. Дочка, наверное, огорчится, но ведь главное — папа, а не теплое Тирренское море. В пределах Российской Федерации есть множество действительно прекрасных мест, куда можно поехать. Например, в Крым. Или в тот самый Хасавюрт, по которому полицейские передвигаются не иначе, как распределив секторы обстрела и порядок боевого взаимодействия на случай внезапного подрыва или «огневого контакта».
В Хасавюрт министр ехать разрешает, хоть с дочкой, хоть без. Это же не смертельно опасный Рим. Дочка еще молодая, успеет на своем веку посмотреть Италию, а пока лучше пусть в Псков едет, в Ярославль или там в Грозный. На кой черт собор Святого Петра, если можно посмотреть на самую большую в России мечеть. Чай, не Салерно какое, в мешок не запихают и в Вашингтон не вывезут. Разумеется, строить новые планы придется в новых финансовых обстоятельствах, так как суммы, выплаченные за «невозвратные» авиабилеты, никто возмещать и не подумает.
У меня очень хороший друг, который в детстве читал правильные книжки. Наверное, наученный долгими годами службы принимать идиотизм системы как должное, плюнет и останется работать дальше, не министру же он служит, в самом деле. А может, это – та последняя капля, после которой ещё один офицер найдет себя «в народном хозяйстве». Может не помочь осознание, что тебя, как полицейского, берегут для отечества сильнее депутатов и чиновников, которыми просто цинично рискуют, бесконтрольно отпуская за кордон.
Одна надежда, что товарищ министр поверит моему другу и выпустит его вместе с другими ни в чем не повинными полицейскими в отпуск туда, куда они захотят. Как минимум, за друга я ручаюсь: он не побежит к первому же почти вражескому пограничнику выдавать государственную тайну и сможет достойно справиться со всеми злыми неожиданностями, подстерегающими его за рубежом безопасной родины. Поверьте, товарищ министр, – немного уважения и доверия для него будет куда важнее очередной медали.
Денис Коротков, «Фонтанка.ру»