Правительство утвердило новую схему размещения рекламы в Петербурге. По сравнению с предыдущей, от 2008 года, количество рекламных мест должно сократиться на треть, до 9,7 тысячи. А цены на аренду — значительно вырасти. Если до июля ЗакС утвердит закон о сроках новых договоров на размещение рекламы, то торги рекламных мест могут быть проведены уже летом.
Постановление правительства было подписано 17 апреля и опубликовано во вторник, 22 апреля. Согласно документу, в Петербурге должно появиться 9696 рекламных конструкций. «По сравнению с предыдущей действовавшей схемой, точек, на которых может размещаться реклама, стало примерно на 35% меньше. И значительнее всего сокращение в центральных районах», – рассказал «Фонтанке» глава комитета по печати и делам СМИ Александр Лобков. При этом предыдущий проект схемы, опубликованный комитетом 31 января, предусматривал сокращение числа рекламоносителей примерно на 30%. Как заявлялось ранее, частично будут демонтированы конструкции на Исаакиевской площади, Адмиралтейской и Дворцовой набережных и стрелке Васильевского острова, на Невском проспекте.
Так, меньше всего рекламы будет в Кронштадте — всего 6 билбордов (6 х 3 метра) и 2 павильона остановки городского транспорта с рекламой размером 1,2х 1,8 метра. В Колпинском районе планируется разместить 12 билбордов и 19 рекламных остановок. В Курортном районе — 48 рекламных объектов, включая дисплей площадью до 60 кв. м, суперсайт (15 х 5 метров), лайтпостер, 6 Т-образных щитов, билборды и остановки. Больше всего рекламы ждет Московский район — 1317 объектов, Выборгский (984) и Невский — 778 объектов.
В Центральном районе останется 1097 конструкций. В основном, это лайтпостеры (369) размером 1,2 х 1,8 метра, тумбы (212) и линзы (269) — плакаты размером 0,8 х 1,2 метра на высоких опорах. Это на 240 конструкций меньше, чем в предварительном варианте схемы. Количество рекламы в других исторических районах, по сравнению с предварительной схемой, также сильно урезано. На Петроградской стороне — с 607 объектов до 560, на Васильевском острове — с 644 до 453, в Адмиралтейском районе — с 587 до 558.
Еще 4 рекламоносителя планируется разместить на зданиях, находящихся в госсобственности. Это дисплеи на Малом проспекте В.О., 51, и Тульской улице, 3, а также крышные конструкции на проспектах Науки и Народного Ополчения. «Нынешняя схема больше отвечает пожеланиям жителям относительно зачистки тротуаров от рекламных конструкций, освобождения городских площадей. Делает более удобным передвижение жителей», – пояснил Александр Лобков.
Несмотря на значительное сокращение количества конструкций, город рассчитывает зарабатывать от аренды участков под ними даже больше. «Количество рекламных конструкций сокращается, но мы не говорим, что сократятся поступления в бюджет. Создается дефицит продукта», – добавил глава комитета.
Утверждение новой схемы позволит Смольному, наконец, провести новые конкурсы на размещение рекламы в Петербурге. Торги начнут объявлять спустя месяц после утверждения ЗакСом закона о мерах реализации ФЗ «О рекламе», устанавливающего сроки размещения конструкций. Согласно проекту закона авторства Виталия Милонова, прошедшего 2 чтения еще осенью прошлого года, планировалось, что право аренды будет предоставляться на максимальный срок — 10 лет. Тогда как согласно законопроекту комитета, опубликованному 10 апреля, предполагается, что срок будет минимальным — 5 лет для всех конструкций, кроме светодиодных экранов. Их можно будет размещать на 7 лет.
Сокращение и упорядочивание количества рекламоносителей в центре, а также повышение стоимости аренды — общий тренд для российских городов, говорят участники рынка. Скорее всего, такая стратегия не ударит по петербургскому бюджету. А вот для рекламных компаний изменения могут оказаться ощутимыми. К примеру, в Москве после торгов, проведенных летом 2013 года, стоимость аренды рекламной поверхности в некоторых локациях подскочила в 3 раза. Всего право аренды 7,4 тыс. рекламных мест департамент СМИ и рекламы Москвы реализовал за 75 млрд рублей.
Если в Петербурге произойдет то же самое, многие компании могут перевести свои бюджеты из наружной рекламы в другие ее виды, сократить форматы печати или перейти на «полузаконные» указатели и вывески. Больше всего такие изменения затронут средний и малый бизнес, считают участники рекламного рынка.
Предыдущий раз город заключал договоры на аренду участков под рекламные конструкции в 2008 году. И у большинства организаций они закончились в прошлом году. Впрочем, как сообщалось ранее, в новых конкурсах смогут принять участие далеко не все участники рынка. Комитет по печати намерен ограничивать доступ к торгам компаний, у которых есть задолженности перед Смольным.
Антонина Асанова, «Фонтанка.ру»