Обновление трамвайного парка «Горэлектротранса» вновь придется отложить. Как стало известно «Фонтанке», Смольный расторгает контракт с дилером Усть-Катавского вагоностроительного завода на поставку 20 трехсекционных составов на сумму в 1,1 млрд рублей. При этом 8 готовых вагонов, как говорят на предприятии, уже построены и готовы к отгрузке в город на Неве.
Обновление трамвайного парка Горэлектротранса вновь придется отложить. Как стало известно «Фонтанке», Смольный расторгает контракт с дилером Усть-Катавского вагоностроительного завода на поставку 20 трехсекционных составов на сумму в 1,1 млрд рублей. При этом 8 готовых вагонов, как говорят на предприятии, уже построены и готовы к отгрузке в город на Неве.
В начале 2013 года комитет по транспорту заключил контракт по поставку 20 современных трехсекционных трамваев производства Усть-Катавского вагоностроительного завода, расположенного в Челябинской области. Речь идет о модели 71-631 с 70%-ным уровнем низкого пола, длиною около 30 метров и пассажировместимостью в 200 человек. Такие же составы, в частности, сейчас курсируют по Садовой улице по возобновленному маршруту №3.
Стоимость контракта составила 1,1 млрд рублей, то есть примерно по 55 млн за один состав. При этом договор был заключен не с самим заводом, а его дилером – ООО «Торговый дом "Усть-Катавский вагоностроительный завод"», зарегистрированным в Москве, а не в Челябинской области. Согласно условиям контракта, в 2013 году нужно было поставить 3 трамвая, в 2014-м – 8, в 2015-м – 9. Как рассказали в комитете по транспорту, обязательства по 2013 году были исполнены полностью, хотя и с нарушением промежуточных сроков, в связи с чем ведомство подало три иска о взыскании пени на общую сумму в 2,2 млн рублей.
Однако в 2014 году Торговый дом "УКВЗ" не поставил пока ни одного трамвая, хотя, согласно графику, 2 состава должны были поступить до 1 февраля, 3 – до 1 марта и еще 3 – до 1 апреля. По этой причине комитет по транспорту подал в Арбитражный суд иск о расторжении контракта. Как объяснил «Фонтанке» председатель ведомства Александр Воробьев, это связано с тем, что Усть-Катавский завод разорвал отношения со своим дилером, и последний уже не уполномочен поставлять электрический транспорт для Петербурга.
Согласно данным аналитической системы СПАРК, Усть-Катавский завод является государственным предприятием, входящим в структуру ФГУП «Космический научно-производственный центр имени Хруничева». Торговый дом "УКВЗ", в свою очередь, до последнего времени принадлежал частному лицу – Феликсу Винокуру. В конце января 66%-ная доля была зарегистрирована на Александра Болотникова, который на тот момент был заместителем директора завода по безопасности (сейчас эту должность уже занимает другой человек). Собственник 33%-ной доли скрыт.
Как объяснил «Фонтанке» замдиректора по коммерческим вопросам Усть-Катавского завода Андрей Пигасов, недавно на предприятие пришел новый директор. «Торговый дом и прежний руководитель нашего завода были аффилированы. Прибыль от продажи делилась не совсем справедливо. Мы не смогли договориться о справедливом разделении прибыли и поэтому приняли решение, что с ними не будем работать», – пояснил он. При этом, по его словам, на предприятии уже стоят 8 готовых трамваев, которые Усть-Катавский завод готов поставить Петербургу.
Однако пикантность ситуации заключается в том, что контракт на поставку находится в руках Торгового дома "УКВЗ", а не самого завода. Закон о госзакупках не позволяет перезаключить его без конкурса, поэтому Смольному придется проводить новый тендер, принять участие в котором могут любые подрядчики. «Мы будем участвовать в конкурсе и даже готовы поставить составы на более выгодных условиях», – заверил Андрей Пигасов.
Впрочем, из-за этой ситуации обновление трамвайного парка Горэлектротранса откладывается. Хотя, с другой стороны, 20 трехсекционных составов от Усть-Катавского завода не сильно бы улучшили ситуацию: сейчас из 800 трамваев, ежедневно выходящих на улицы города, морально устарели около 60%. В настоящее время у Смольного есть только один действующий контракт на поставку четырех составов со 100%-ным уровнем низкого пола за 300 млн рублей. Подрядчиком является компания «ТрансМашГрупп», которая представляет интересы украинско-немецкого предприятия «Электротранс» из Львова. Первый состав должен прийти до 1 июля, причем собираться он будет на площадке «ТрансМашГрупп» во Владимире. Учитывая, что речь идет об экспериментальном составе, многие наблюдатели говорят, что и эта поставка может быть сорвана. Хотя представители подрядчика говорят, что успеют в срок.
Добавим, что случай с Торговым домом "УКВЗ" – не первый пример, когда подрядчики полностью срывают поставки трамваев в Петербург. В 2011 году петербургское предприятие «Вагонмаш» должно было построить для города четыре челночных состава, имеющих кабины с двух сторон. Однако в итоге поставка сорвалась из-за финансовых проблем «Вагонмаша», который недавно стал банкротом.
Андрей Захаров,
«Фонтанка.ру»