Попытка городских властей легализовать теневую часть малого бизнеса и арендодателей жилья путем введения патентной системы налогообложения провалилась – ей воспользовались только 317 индивидуальных предпринимателей. Полностью игнорировали введенную с этого года систему мелкорозничные торговцы, владельцы точек общепита, таксисты и многие работающие в других отраслях. Не пожелало регистрироваться в качестве бизнесменов и покупать патенты большинство сдающих в аренду квартиры и нежилые помещения.
Федеральное законодательство делегирует право вводить патентную систему, определять допустимые виды деятельности и устанавливать ставки налога (стоимость патента) субъектам Федерации. Первую попытку реализовать такую возможность группа депутатов городского парламента предприняла еще в 2007 году, но их законопроект был сразу отклонен. В течение нескольких лет Смольный пассивно относился к патентной системе, однако в прошлом году ситуация кардинально изменилась – соответствующий проект был инициирован губернатором. «Безусловно, новый городской закон будет способствовать дальнейшему улучшению предпринимательского климата в Санкт-Петербурге. Это дает возможность выбора оптимальной системы налогообложения», – констатировал Георгий Полтавченко.
Добровольно и дешево...
Вступивший в силу с 1 января закон затрагивает работающих в полусотне видов деятельности предпринимателей. Это и мелкорозничная торговля, и общепит, и перевозка пассажиров и грузов автотранспортом, предоставление бытовых услуг, репетиторство и спорт, сдача в аренду квартир и коммерческой недвижимости и многие другие сферы. Они вправе по фиксированной цене приобрести патент, который освобождает от всех иных налогов, а также разрешает не устанавливать дорогостоящую в обслуживании контрольно-кассовую машину и не вести бухгалтерский учет.
Внесенный депутатами Алексеем Макаровым и Виталием Милоновым альтернативный проект предусматривал, что предприниматели должны будут платить в месяц 25 тысяч рублей, а те же торговцы и арендодатели недвижимости – 50 тысяч. Поэтому прописанные в «губернаторском» законе ставки можно считать либеральными. Например, владельцы ларьков могут купить патент за 10,5 тысячи рублей в месяц, парикмахерских и салонов красоты – 4 тысячи рублей, таксисты, «маршрутники» и грузоперевозчики – 2,5 – 4 тысячи рублей (с автомобиля), репетиторы – 2250 рублей и так далее. Гибкие цены установлены и для владельцев сдаваемых внаем жилых помещений и дач – от 2 до 7 тысяч рублей, в зависимости от площади.
По прогнозам самого Георгия Полтавченко, патентная система «может коснуться порядка 50 тысяч индивидуальных предпринимателей». Но итоги первого квартала свидетельствуют о пассивном отношении к новой системе уже со стороны бизнеса: по данным Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу (УФНС), за три месяца только 317 предпринимателей купили 365 патентов. Большинство из них – арендодатели коммерческой недвижимости и земельных участков – 175 патентов (48 процентов) и собственники квартир, сдающие недвижимость внаем, – 55 патентов (15 процентов). Еще 17 патентов приобрели организаторы курсов и репетиторы, 15 – спортклубы и тренеры, 11 – грузоперевозчики, 10 – парикмахерские и салоны красоты, 8 – швейные мастерские.
...или дорого и сердито
По данным статистики, большинство предпринимателей занято в области торговли и общепита, но ни один из них не заинтересовался патентной системой. Председателя Санкт-Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексея Третьякова это не удивляет. «На «упрощенке» мы рассчитываемся по результату, тогда как за патент должны платить фиксированную сумму – и вперед. Ситуация в мелкорозничной торговле очень нестабильная, и играть с государством в игры с авансовыми платежами смысла нет», – убежден он.
На самом деле владельцам ларьков и забегаловок нет экономического резона покупать патент. Ведь они и раньше могли (а до 2013 года были обязаны) уплачивать единый налог на вмененный доход (ЕНВД или так называемую «вмененку»), который по сути мало чем отличается от патентной системы. Вот только ставки значительно ниже – для тех же нестационарных объектов торговли ЕНВД на каждое торговое место составляет от 900 до 2,3 тысячи рублей в зависимости от продаваемого ассортимента (то есть в 5-12 раз ниже стоимости патента). Владельцам павильонов выгодно его покупать, только когда площадь торгового зала превышает порой 278 кв. метров. Новая система также будет выгодна для парикмахерских и салонов красоты, в которых работает не меньше четырех мастеров, ветеринарным клиникам с двумя-тремя сотрудниками и так далее. Для пассажирских автоперевозчиков «вмененный» налог рассчитывается, исходя из количества мест в салоне (по 94 рубля), тогда как цена на патент фиксированная – 2,5 тысячи рублей с автомобиля.
Поэтому покупать его есть смысл, только если в автобусе не менее 27 пассажирских мест.
Кроме того, даже если стоимость патента окажется меньше ЕНВД, предприниматель проигрывает, уплачивая взносы в Пенсионный фонд России, – для «вмененки» они могут оказаться в 2,5 раза ниже, чем для патентной системы.
Особенности национальной культуры
По оценкам президента Ассоциации риелторов Санкт-Петербурга и Ленинградской области Юрия Загоровского, предприниматели составляют около 15 процентов от числа арендодателей коммерческой недвижимости, а среди сдающих внаем жилые помещения они исчисляются единицами. Низкий спрос участников рынка на патенты его также не удивляет. «У нас нет культуры и менталитета платить налоги, многие обыватели считают это глупостью», – полагает Юрий Загоровский.
Сами предприниматели этого, разумеется, не признают. Хотя опрошенные репетиторы, тренеры, экскурсоводы и ветеринары не скрывают, что не платили налоги, а потому даже относительно низкие цены на патент расценивают как «грабеж». Кроме того, мало кто из них зарегистрирован как предприниматель. Получение такого статуса требует немалых расходов (госпошлина за регистрацию – 800 рублей, открытие счета – примерно тысяча, ежемесячное обслуживание – 500-700 рублей и прочие) и дополнительных обязанностей (сдача отчетности и так далее).
А вот руководитель тренинговой компании «Шип» Дмитрий Коткин, как и обещал, перешел на патентную систему. «Но есть тревога о наличии какой-то засады», – признался он журналисту «Фонтанки».
Индивидуальный подход
Впрочем, в Министерстве экономического развития РФ признают необходимость создания особого режима налогообложения именно для самозанятых граждан. Ведь действующая патентная система рассчитана на предпринимателей, которые могут привлекать до 15 наемных сотрудников. Вопрос о продаже патентов гувернерам, личным водителям, тем же репетиторам и иным «квазипредпринимателям» обсуждался на заседании правительства России еще 3 октября прошлого года – идея получила горячую поддержку премьер-министра. «Такой патент, надеюсь, ускорит приход в экономику тех, кто занимается, по сути, неофициальным предпринимательством, и снизит показатели такой неформальной занятости в данном секторе, а они у нас немаленькие», – заявил тогда Дмитрий Медведев.
Схожая ситуация наблюдается и в вопросе налогообложения арендодателей квартир. По данным Росреестра, около 40 тысяч петербуржцев имеет три и более жилых помещения, но только каждый десятый декларирует доходы от сдачи своей недвижимости в аренду. Для решения этой проблемы налоговики предлагают продавать патенты частным лицам, ввести льготную ставку налога (7-8 процентов вместо 13), а также предоставлять арендаторам налоговые вычеты. «Меры должны быть не столько карательными, сколько стимулирующими», – убеждена руководитель УФНС Валентина Корязина.
Но дальше обсуждений решение этих проблем пока не продвинулось.
Павел Нетупский,
«Фонтанка.ру»