Строительство продолжения Фрунзенского радиуса от станции «Шушары» до «Проспекта Славы» приостановлено. В начале мая тоннелепроходческий щит «Метростроя» попал в зону валунов, из-за чего полностью сточились резцы и произошла поломка оборудования. Работы возобновятся только в июне, когда из Германии привезут запчасти. Между тем в Смольном вновь заговорили о монополизме «Метростроя» и о намерении привлечь на строительство подземки других подрядчиков.
Проходка последней очереди Фрунзенского радиуса от станции «Шушары» до «Проспекта Славы» началась в конце января. Для выполнения работ «Метрострой» заказал в Германии, у фирмы Herrenknecht AG, проходческий щит стоимостью 23 млн евро и диаметром 10,3 метра, который позволяет строить двухпутный тоннель. С конца февраля по начало мая были установлены 396 тюбинговых колец шириною около 1,8 метра, то есть пройдено уже 712 метров из 3,7 км.
Однако уже более двух недель работы по строительству тоннелей не ведутся. 1 мая при прохождении водонасыщенной зоны, примерно на глубине в 20 метров, на пути щита оказались крупные валуны, с которыми резцы механизма не справились, а сам щит – остановился. Тогда же произошла еще одна нештатная ситуация: на проезжую часть в районе пересечения Бухарестской и Малой Балканской улиц вылились значительные объемы бетонного раствора. «Метрострой» начал нагнетать раствор сразу после остановки щита, чтобы предотвратить просадку тоннеля. Однако из-за большого давления раствор просочился через трещины в грунте и выбился на поверхность.
Как говорят в «Метрострое», в Германии уже заказаны новые резцы с большей износостойкостью, предназначенные для проходки подобных грунтов. Их монтаж и ремонт щита возобновятся примерно через месяц, хотя в компании не исключают вариант, что это произойдет и раньше. Сложность заключается в том, что работы приходится выполнять в небольшом пространстве между передней частью щита и нынешней границей тоннеля. Ширина этого пространства составляет не больше метра. Для того, чтобы туда не попала вода, а грунт не оседал, туда постоянно подается воздух под большим давлением.
Как говорят в «Метрострое», подобные проблемы иногда возникают при проходке тоннелей на большой глубине – учитывая всю сложность этого процесса. В любом случае, вопрос уже вышел на политический уровень: в субботу, 17 мая, стройплощадку намерен посетить профильный вице-губернатор Марат Оганесян, а его аппарат уже распространил сообщение, в котором в очередной раз говорится о монополии «Метростроя» в Петербурге. Напомним, что ранее Оганесян уже говорил о том, что в будущем, возможно, для строительства метро в нашем городе будут привлечены и другие подрядчики.
«В дальнейшем, в связи со значительным наращиванием темпов строительства метрополитена в Петербурге, для минимизирования влияния подобных нештатных ситуаций планируется привлечение дополнительных технических ресурсов. В частности, проведены консультации с крупнейшими российскими предприятиями, специализирующимися на метростроении. Демонополизация петербургского рынка метростроения позволит выполнить взятые правительством города обязательства по строительству не менее 12 новых станций метрополитена до 2020 года», – говорится в сообщении аппарата, посвященном аварии в Купчино.
Таким образом, в Смольном напрямую связали поломку щита в купчинском подземелье и монопольное положение «Метростроя». Разговоры о монополизме происходят на фоне подготовки к крупному тендеру стоимостью 26 млрд рублей, объявить который правительство Петербурга намерено в конце 2014 года: речь идет о проекте по продолжению Невско-Василеостровской линии от «Приморской» до «Беговой» с промежуточной станцией «Новокрестовская». «Метрострой», который планирует получить этот контракт, намерен там использовать тот же щит, что строит сейчас Фрунзенский радиус. По версии некоторых наблюдателей, компания могла ускорить проходку, чтобы успеть к началу работ на третьей линии. В результате же произошла поломка, которая сделает сроки еще более сжатыми: до конца года нужно пройти еще около 3 километров, в среднем можно проходить по 400 метров в месяц. Впрочем, говорить, что компания не успеет, пока рано: после прохождении сложных участков «Метрострой» может нарастить обороты.
Впрочем, даже если компания и успеет пройти Фрунзенский радиус, то на конкурсе по строительству продолжения Невско-Василеостровской линии она может столкнуться с конкуренцией. Недавно комитет по государственному заказу вскрыл конверты с заявками на конкурс по подготовке стройплощадок по этому проекту. Как уже рассказывала «Фонтанка», помимо «Метростроя» на него заявились компания «УСК "Мост"» Геннадия Тимченко, петербургский «СТиС», а также ЗАО «И.И.С.» – партнер австрийской Strabag, долей в которой владеет Олег Дерипаска. Однако затем весьма неожиданно комитет по государственному заказу решил не допускать до тендера ни одного из участников.
Официально в ведомстве такое решение объясняют тем, что конкурс проводился по новому, 44-му закону «О федеральной контрактной системе», нормы которого еще не освоены на практике – ни заказчиками, ни подрядчиками. В частности, якобы все четыре компании не смогли подтвердить наличия необходимого оборудования. Впрочем, наблюдатели строят всевозможные конспирологические версии. Так, по мнению некоторых, этот тендер могут объединить с конкурсом на инженерную подготовку территорий. По другой – его могут объявить заново, но при этом изменить принцип начисления баллов. В отмененном конкурсе 60% всей оценки давали по критерию «цена», 30% – за график производства работ, 10% – за опыт.
Андрей Захаров, «Фонтанка.ру»